Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Природа в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»

Сочинение на тему «Природа в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»»

…Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры… Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин…
Ф. М. Достоевский
Федор Михайлович Достоевский — писатель городской стихии. Петербург в его изображении кажется враждебным, теснящим человека, давящим, создающим атмосферу безысходности, толкающим на скандалы и преступления. В произведениях Достоевского мало пейзажей и картин естественной природы, а где автор все же обращается к ее описанию — это всегда ключ к предстоящим событиям.
Федор Михайлович придает большое значение предметному окружению своих героев, картинам природы. Пейзаж у Достоевского играет всегда важную психологическую роль. Роман «Униженные и оскорбленные» начинается с символической картины вечернего Петербурга: «К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли… Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» Нетрудно заметить, что автор соотносит картину природы со своим настроением («как будто на душе прояснеет»).
Перед тем как перейти к изложению событий, автор снова дает описание природы: «Но солнечный луч потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок». Однако здесь погасший луч — это уже не просто деталь пейзажа, но и предвестник какой-то беды, какого-то прискорбного события. И дальше мы узнаем о смерти одинокого старика Смита и его странной собаки. После этого Иван Петрович переезжает на их квартиру, он постоянно говорит о своей грусти, сосредоточивая наше внимание на том, что «погода была ненастная и холодная», «шел мокрый снег», но к вечеру «проглянуло солнце и какой-то заблудший луч, верно из любопытства, заглянул в мою комнату». «Заблудший луч» предваряет появление Нелли — внучки Смита.
В четвертой части романа примирению Николая Сергеевича Ихменева с дочерью предшествует замечательное явление: раздается «довольно сильный удар грома». Глава кончается тем, что Ихменев прощает Наташу, о ней автор пишет: «Платочек, которым она накрыла голову, сбился у ней на затылок, и на разбившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя». Природа здесь свидетельствует об очищении, возрождении человеческой души. В своей исповеди Ихменев разъясняет подлинный смысл символа. «Она здесь, опять, у моего сердца! — вскричал он, — о, благодарю тебя, Боже, за все, за все, и за гнев твой и милость твою!.. И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас!»
Таким образом, Достоевский не только использует прием олицетворения, но и весьма искусно сливает пейзаж с действием, с портретом и характером героя. Эта художественная манера раскрывает его оригинальный талант и высокое мастерство писателя.