В нашу жизнь порой входят литературные герои и начинают жить,
как ни странно, полноценной жизнью. Онегин, Печорин символизируют
эгоизм и страдание, Татьяна Ларина — идеал нравственности…
Вольно или невольно мы оцениваем их не как литературный образ,
а как живого человека. К таким литературным образам принадлежит
и Обломов. Выражения: «В каждом из нас живет Обломов»,
«Обломовская лень», «Полжизни прожил Обломовым» — входят в наше
сознание и живут рядом.
Часто мы спорим о литературных героях, даем им оценку. Не избежал
такого суда и герой романа Гончарова. Представим мысленно
импровизированный суд над Обломовым и дадим по очереди слово
всем: обвинителю, защитнику, присяжным заседателям.
Каждый из выступающих должен выполнить возложенную
на него определенную задачу:
1. Собрать все факты обвинения, чтобы доказать главное преступление
Обломова.
2. Предъявить аргументы защиты, чтобы доказать невиновность
своего подзащитного.
3. Вынести вердикт с последующими выводами, включающими
как факты обвинения, так и аргументы защиты.
Слово предоставляется обвинителю:
Обвинитель. Илья Ильич Обломов, милый, добрый человек, воспитанный
мамушками и нянюшками, после безмятежной жизни
в своей Обломовке вышел, наконец, на самостоятельную дорогу. Безмятежное
детство, в котором его оберегали от жизни, не воспитало
в нем главного качества — умения трудиться. Но в жизни человека
всегда наступает период взросления, в котором он несет ответственность
за свою жизнь и жизнь близких ему людей. А что сделал Илья
Ильич со своей жизнью? Он лежал на диване в восточном халате
и думал думу. А пока он думал, жизнь прошла мимо. Изменились
его душа, его тело; все ему было лень, любое движение вызывало
у него раздражение.
Илья Ильич обвиняется в преступлении против своей природы,
против своей натуры. Каждый человек рождается на земле для того,
чтобы выполнить свое назначение, осуществить свою задачу, единственную
и неповторимую.
Каков же был Обломов, совершивший преступление против своей
природы, против своей натуры?
1. Он был ленив. Лень стала его главной натурой — с утра до вечера
он лежал на диване, правда, автор пытается придать его лежанию
некий философский смысл, но, извините, чего можно добиться в жизни,
находясь все время в горизонтальном положении?
2. Апатичен. Дела в деревне требовали его вмешательства, но он
откладывал выполнение этих дел со дня на день, находя прямо-таки
смешные и глупые для взрослого человека уловки. Результат — запущенное
хозяйство и разорение крестьян.
3. Обломову повезло. Его полюбила Ольга, красивая, молодая,
энергичная девушка, но он не смог дать ей счастья, принес одни
страдания. Испугался за свой покой, упустил шанс изменить жизнь.
4. Потворствовал своим безразличием к внешней жизни Таран-
тьеву и Мухоярову, людям нечестным и преступным.
5. Своим образом жизни развратил слугу Захара.
6. Жил в незаконной связи с Пшеницыной, женщиной, стоящей
гораздо ниже его по духовному и культурному развитию, что способствовало
деградации его личности.
7. Ребенок, родившийся от этой связи, остался без отца.
Уважаемые присяжные заседатели, все эти обвинения в своей
сумме выявляют виновность Обломова Ильи Ильича, помещика,
человека образованного, наделенного тонкой, чувствительной душой,
загубившего в себе апатией и ленью талант. Это ли не преступление
против человеческой натуры, в которой всегда есть искра Божья?!
Защитник. Свою речь в защиту Обломова мне хотелось бы начать
со слов Штольца, горячо любившего Обломова, этого ленивого,
апатичного человека: «У него (Обломова) «золотое сердце», «ни
одной фальшивой ноты не издало его сердце». И это говорит
Штольц, всей своей жизнью, мировоззрением являющийся полной
противоположностью Обломову.
2. Другое, не менее важное, качество натуры Ильи Ильича может
свидетельствовать в его защиту. Обломов — философ. Он решает для
себя важный вопрос, лежа на диване: «Быть или не быть?» «Быть» —
значит функционировать в какой-либо узкой сфере деятельности,
а «не быть» — пребывать в покое. Обломов выбирает покой («не быть»),
ибо в покое, в созерцании человек обретает самого себя. Узких
функционеров было много, но людей, предпочитающих познать
в себе цельного человека, познать суть божественной природы -увы…
В защиту Обломова можно привести слова писателя М. Пришвина:
«Никакая положительная деятельность в России не может выдержать
критики Обломова, его покой таит в себе запрос на высшую ценность,
натакую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя».
Обломов решает для себя: «Я выхожу из истории — этой вашей
грандиозной игры в благородную деятельность».
«Покой — это совершенство. Разве цель беготни — не покой?» В
этом разговоре со Штольцем Обломов определил свою жизненную
позицию и вместе с тем позицию автора.
3. В любви Обломов — жертва, так как не хочет губить любимую
женщину, он желает ей счастья такого, которое бы больше соответствовало
ее представлению. На жертву способны только люди,
умеющие любить.
4. Составил счастье Агафьи Матвеевны. Душа Агафьи Матвеевны
пробудилась от спячки и засветилась огнем любви. Сколько в ней
отыскалось любви, самопожертвования!
5. Оставил наследника.
6. Все тянулись к Обломову, любили его. Его всегда вспоминают
Штольц и Ольга. Они нуждаются в его «голубиной нежности», в его
«золотом сердце».
7. Наконец, Обломов никому не причинил зла. Он совершенно
бескорыстен, это его обманывали Мухояров и Тарантьев.
Уважаемые присяжные заседатели, будьте снисходительны
к моему подзащитному!
Присяжные заседатели выносят вердикт «Не виновен».
Обломов — явление русской действительности. Заслушав обе
стороны, взвесив все «за» и «против», мы пришли к довольно непростому
решению:
1. Да, Обломов ленив, апатичен, в нем отсутствует жизненная
энергия, побуждающая людей реализовать свои таланты и способности.
Но… условия российской действительности накануне отмены
крепостного права не давали никакой возможности жить согласно
своей природе. Обломов мечтал о цельном человеке, но ему не удалось
воплотить эту мечту в жизнь.
2. Наконец, произнесем слово «обломовщина», придуманное
Штольцем и подхваченное Добролюбовым. Обломовщина — явление
русской жизни. Нравы и понятия жизни, основанной на даровом труде
крепостных крестьян, проникнутой идеалом праздности, вечного
покоя и беззаботности, — вот что такое обломовщина.
Обломов завершаеттип положительного героя в литературе (Онегин,
Печорин, Бельтов, Рудин), который не может найти себе применения
в жизни. А что же нужно делать? — На этот вопрос уже ответят другие положительные
литературные герои (Базаров, Кирсанов, Лопухов, Рахметов).