Всю жизнь Ф. М. Достоевский напряженно искал решение проблем,
связанных с противостоянием добра и зла в мире и в душе
человека. Что есть добро и что есть зло? Как бороться со злом? Как
вступить на путь добра и не сбиться с него? Знакомясь с биографией
Достоевского, видишь, каким сложным и трудным был для писателя
поиск ответов на вечные вопросы — о смысле жизни, человеческом
счастье. Первоначально Достоевский увлекся социально-утопическими
теориями, был арестован за участие в кружке Петрашевского.
Писатель пережил несколько минут в уверенности, что сейчас его
казнят, но уже на эшафоте приговоренным к смерти объявили о смягчении
приговора: казнь заменили каторгой. В остроге Достоевский
переживает духовный переворот и возвращается в Петербург глубоко
верующим человеком. Несмотря на тяжелую неизлечимую болезнь,
долгую личную неустроенность, безденежье, он создает один за другим
гениальные романы, в которых продолжает вместе со своими
героями поиск истины.
В романе «Преступление и наказание» проблемы добра и зла заострены
до предела: главный герой, Родион Раскольников, борется
с несправедливостью окружающего мира преступным способом,
считая, что зло можно победить еще большим злом. Против чего же
восстает Раскольников? Его не устраивает социальный порядок, при
котором богатые ничтожные люди «унижают и оскорбляют» несчастных
бедняков. Раскольников был вынужден из-за безденежья оставить
учебу на юридическом факультете университета. Он не хочет,
как оказавшийся в таком же положении его приятель Разуми-
хин, перебиваться случайными заработками в надежде на будущее.
Раскольников не может понять, почему он должен годами выбиваться
из нищеты, в то время как рядом живет «никчемная и злобная»
старуха-процентщица, богатство которой спасло бы множество молодых
жизней, а пойдет после ее смерти в монастырь.
У главного героя, размышляющего о Магомете, Наполеоне, созревает
целая теория о людях «избранных» и «тварях дрожащих».
Первые могут позволить себе пролить кровь, не мучаясь угрызениями
совести, потому что они двигают человечество по пути прогресса,
а вторые — просто «масса», инструмент в руках «избранных».
И вот благородного и сострадательного по натуре своей Раскольни-
кова начинает затягивать «механизм» бесчеловечной логики. Ему
кажется, что все моральные преграды — выдумка слабых людей,
он же принадлежит к «избранным» и сможет перешагнуть через
кровь ради благой цели. Масла в огонь его размышлений подливают
совпавшие «одно к другому» события.
Из письма матери Раскольников узнает о несправедливостях,
выпавших на долю его сестры Дуни. Гордой девушке пришлось
вытерпеть обиды в семье помещика Свидригайлова, начавшего
ухаживать за молодой гувернанткой. Она готова выйти замуж за Лужина,
немолодого, нелюбимого, но богатого человека, и Родион понимает,
что сестра хочет принести себя в жертву семье. Почти одновременно
Раскольников узнает о существовании семьи Мармеладовых,
в которой отчаянная нужда толкнула старшую дочь Соню на путь
проституции. В сознании главного героя совмещаются судьбы сестры
и Сони Мармеладовой: готовящееся замужество Дуни представляется
Родиону еще более гадким, чем Сонино «ремесло». Раз общество
допускает существование голодающих детей, проституцию,
женское бесправие, Раскольников решает отбросить мораль этого
общества и творить добро при помощи зла.
Раскольников совершает убийство, но результат оказывается неожиданным:
за преступлением сразу же следует наказание, хотя до
ареста, суда и каторги еще далеко. Раскольников карает себя сам:
логические построения, оправдывавшие средства целью, разрушились,
и главный герой остается наедине со своей совестью. Оправдания
исчезли, потому что герой убивает еще и случайную жертву —
безответную сестру старухи Лизавету, а ведь ради таких, как она,
шел он на преступление. Быть «избранным» оказывается невыносимо
тяжело — чистая, но заблудшая душа Родиона не может нести
такой груз. Убийца не в силах общаться с родными, он чувствует,
что сам ничуть не лучше Лужина или Свидригайлова. Раскольников
выбирает грешницу Соню Мармеладову в наперсницы и признается
ей в совершении преступления.
Вспомним, что на каторге Достоевский пережил духовный переворот,
обрел веру. По такому же пути проходит и его герой при помощи
христианки Сони. Она жалеет Раскольникова и убеждает его
пострадать на каторге, чтобы снять с души грех. Чтение притчи о Лазаре
символизирует будущее духовное возрождение Раскольникова.
Всем своим романом Достоевский доказывает, что цель не может
оправдать средства: кровь порождает кровь, зло только увеличивает
зло. Счастье одного или многих не может быть построено путем
насилия. Наказание ждет преступника не только на суде общественном,
но прежде всего — на суде его совести. Только христианским
долготерпением и самоусовершенствованием можно увеличиь добро
в этом мире.