Вы находитесь: Главная страница> Гончаров Иван> Проблема гармонической личности в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Сочинение на тему «Проблема гармонической личности в романе И.А. Гончарова «Обломов»»

В романе Гончарова несколько типов идеальных людей.
В первой части романа мы видим ленивца, лежащего на диване в пыльной комнате. Обломов предстает нам как ожиревший от безделья человек. И, конечно, мы не можем сказать, что Обломов — идеал мужчины. Он не живет в гармонии со своим сознанием, со своим сердцем и с внешним миром.
Другое дело Штольц. На фоне неподвижного и постоянно лежащего Обломова Штольц — идеал. Он находится в постоянном движении, не останавливается на чем-то достигнутом. Он всего добился сам и из бедного мальчишки превратился в преуспевающего бизнесмена. Само имя Штольца Андрей говорит, что он символизирует духовное движение во времени и пространстве. Такой человек никогда не будет лишним для общества. Штольц объездил пол-Европы и Россию, а апостол Андрей объединил Азию и Европу. Подобно апостолу, Штольц объединяет Россию и Европу. Илья — это крепость господня. Крепость как бы сама по себе недвижима, она представляет собой покойное тело. Обломов еще и пустынник, а пустыня — это безграничное пространство. (Во сне Обломова Обломовка тоже безгранична, а сон — это предсказание. То есть Обломов останется таким же, каким и был в детстве.) Если говорить о детстве, то уже тогда в Штольце можно было увидеть Штольца сегодняшнего. Когда отец Штольца давал ему совет избрать какую-нибудь карьеру, Андрей ответил, что посмотрит, «нельзя ли вдруг во всем». Штольц — гармоничная личность, чему способствовало его воспитание. Отец-немец учил его трудиться и добиваться всего самому, а мать воспитывала в нем духовность.
В отличие от Обломова, в Штольце разум, сознание и холодность преобладают над чувствами, сердцем. Обломов — мечтатель, а Штольц не любит и боится мечтать. Да, Штольц идеален со всех сторон, но идеален только с точки зрения нового общества. Штольц — трезво мыслящий человек, но в нем нет поэзии, романтики. Вообще-то в нем живет поэзия, но он ее скрывает, ограничивает. Он не дает волю чувствам, потому что он нужен обществу, как и оно нужно ему, он зависит от своего общества. Получается, что Штольц идеален с одной стороны. В обществе Штольц — постоянно движущийся вперед человек, которого нельзя увидеть лежащим на диване. Но рядом с Обломовым он как-то умиротворяется, успокаивается.
По форме Обломов — это круг. А круг можно назвать идеальной фигурой. Но идеального мужчину мы в нем пока не видим. Но вдруг — о чудо! — появилась Ольга. И мы уже не узнаем прежнего Обломова, потому что в нем наконец-то просыпается его истинная душа. Casta Diva — это миг, когда Обломов-ленивец превращается в Обломова движущегося, желающего жить, петь; в Обломова- поэта. В этот миг для нас, возможно, перестает существовать идеал Штольц и появляется идеал Обломов. Мы начинаем видеть не ленивца, а великого творца, поэта, писателя. Но теперь Обломова переполняют только чувства, готовые выпрыгнуть наружу в любой
момент, в нем перестало существовать сознание. И опять мы не можем сказать, что Обломов — идеал со всех сторон. Возможно, лишь соединив Штольца и Обломова, можно получить тот самый идеал, который искала Ольга.
В отдельности Штольц и Обломов тоже могут быть идеалами, но с разных точек зрения. Проблема этих двух идеалов, с одной стороны, в том, что Штольц слишком сдерживает свои чувства, а с другой — в том, что Обломов, наоборот, не может сдерживать свои чувства и свои страсти.
Еще одна героиня романа, претендующая на идеальность, — это Ольга. Я думаю, что Ольга — это и есть настоящий идеал. В ней уравновешены и чувства, и сознание, хотя она ближе к Обломову, чем к Штольцу. Ольга идеальна, и поэтому именно ей Гончаров передал роль просветительницы и проповедницы. Она должна была пробудить настоящего Обломова, и Гончаров хотел бы видеть того Обломова, которого знал раньше. На один миг Ольга смогла пробудить Обломова-поэта, но она не захотела остановиться только на этом. Ольга постоянно хочет чего-то нового, она постоянно должна преображать, создавать. Для Ольги главное — это долг. Она видит свой долг в том, чтобы преобразовать Обломова. Но все же она любила его, она полюбила проснувшегося Обломова. Она хотела бы выйти замуж за Обломова, хотела бы, чтобы он стал одним из Штольцев, чтобы он начал появляться в обществе. Обломов не смог пожертвовать Обломовкой ради общества, которое презирал. Когда он уже готов был преобразиться, в нем опять заговорило его воспитание, данное в Обломовке.
Ольга, в отличие от Обломова и от Штольца, никогда не успокоится, она постоянно движется, она не может стоять на месте, внутри нее находятся сомнения (даже после того, как она вышла замуж за Штольца). Возможно, проблема Ольги — это ее непрестанное движение, она сама не знает, чего хочет, не знает своей конечной цели, но стремится к ней. Из всего написанного можно заключить, что вообще-то все главные герои романа идеальны. Но они идеальны с разных сторон. В Обломове — идеал поэта, в Штольце — идеал трезво мыслящего человека, в Ольге — идеал человека, постоянно осознающего свой долг. Обломов идеален для Пшеницыной и для Обломовки. А Штольц и Ольга идеальны для общества, причем Ольга более идеальна, чем Штольц. Гармоническая личность — это ни Штольц, ни Обломов в отдельности. Идеал — это Обломов и Штольц, вместе взятые.