Вы находитесь: Главная страница> Гончаров Иван> Проблема гармонической личности в романе "Обломов"

Сочинение на тему «Проблема гармонической личности в романе «Обломов»»

В романе Гончарова выведено несколько типов идеальных людей.

В первой части романа мы видим ленивца, лежащего на диване в пыльной комнате. И, конечно, мы не можем сказать, что Обломов — идеал мужчины. Он не живет в гармонии со своим сознанием, со своим сердцем и с внешним миром.

Другое дело Штольц. 11а фоне неподвижного и постоянно лежащего Обломова Штольц идеал. Он находится в постоянном движении, не останавливается на чем то достигнутом. Он всего добился сам и из бедного мальчишки превратился в преуспевающего дельца. Такой человек никогда не будет лишним для общества. Уже в Штольце-ребенке можно было увидеть Штольца сегодняшнего. Он — гармоничная личность, чему способствовало его воспитание. Отец-немец учил его трудиться и добиваться всего самому, а мать воспитывала в нем духовность.

В отличие от Обломова, в Штольце разум, сознание и холодность преобладают над чувствами, сердцем. Обломов — мечтатель, а Штольц не любит и боится мечтать. Поэтому он идеален только с точки зрения нового общества. Штольц — трезвомыслящий человек, по в нем нет поэзии, романтики. А это уже говорит о некоторой «ущербности», о том, что не во всем этот человек может служить образцом для подражания.

Тем более мы не можем назвать идеалом Обломова. Особенно при первой встрече с ним. Но вдруг — о чудо! — появилась Ольга. И мы уже не узнаем прежнего Обломова, потому что в нем наконец-то просыпается его истинная душа. Обломов-ленивец превращается в Обломова движущегося, желающего жить, петь, в Обломова-поэта. В этот миг для нас, возможно, перестает существовать идеал-Штольц и появляется идеал-Обломов. Мы начинаем видеть не ленивца, а великого творца, поэта, писателя. Но теперь Обломова переполняют только чувства, готовые выплеснуться в любой момент, в нем перестало существовать сознание. И опять мы не можем сказать, что Обломов — абсолютный идеал. Возможно, лишь соединив Штольца и Обломова, можно получить то, что ищет Ольга.

В отдельности Штольц и Обломов тоже могут быть идеальны, но с разных точек зрения. Проблема этих двух идеалов, с одной стороны, в том, что Штольц слишком сдерживает свои чувства, а с другой — в том, что Обломов, наоборот, не может сдерживать свои чувства и свои страсти.

Еще одна героиня романа, претендующая на идеальность,— это Ольга. Я думаю, что Ольга — это и есть настоящий идеал. В ней уравновешены и чувства, и сознание, хотя она ближе к Обломову, чем к Штольцу. Ольга почти совершенна, и поэтому именно ей Гончаров передает роль просветительницы и проповедницы. Она должна пробудить настоящего Обломова. На один миг ей это удается. Но Ольга постоянно хочет чего-то нового, она постоянно должна преображать, создавать. Для нее главное это долг. Она пилит свое назначение в том, чтобы перевоспитать Обломова.

Ольга, в отличие от Обломова и от Штольца, никогда не успокои тся, она постоянно движется, она не может стоять па месте. Возможно, проблема Ольги — это ее непрестанное движение. Она сама не знает, чего хочет, не знает своей конечной цели, но стремится к ней.

Из всего написанного можно заключить, что вообще-то все главные герои романа идеальны. Но они идеальны с разных сторон. В Обломове — идеал поэта, в Штольце — идеал трезвомыслящего человека, в Ольге — идеал человека, осознающего свой долг. Обломов идеален для Пшеницыной и для Обломовки. А Штольц и Ольга идеальны для общества. Гармоническая личность — это не Штольц, не Обломов, не Ольга в отдельности. Это все они, вместе взятые.