Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Проблема народного счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 2

Сочинение на тему «Проблема народного счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 2»

После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы: изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, так и не окончив ее.
Главная проблема поэмы — проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе.
После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот у попа, помещика или князя, да!
Поп видит свое счастье в богатстве, покое, почете. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него никакого богатства, нет покоя, нет почета:
…Иди — куда зовут!

…Законы, прежде строгие
К раскольникам, смягчилися.
А с ними и поповскому
Доходу мат пришел.
Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин, например, счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше власти, чем прежде.
Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровы и сыты, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сражениях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее выросло реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке:
…Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую — не нажуюсь!
С горечью выслушивают странники этих крестьян. Безжалостно прогоняют любимого раба КНЯЗЯ Переметьева, который счастлив тем, что болеет «благородной болезнью» — подагрой, счастлив тем, что:
С французским лучшем трюфелем
Тарелки я лизал,
Напитки иностранные
Из рюмок допивал…
Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое:
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями…
Счастье-то мужицкое состоит из несчастий, а они хвалятся им.
Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в помощи народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые мужики за честность, доброту, за то, что он небезразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения.
По-моему, счастье — это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!
Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине — России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется.
В своей поэме Некрасов показал, что народу далеко еще до счастья, но есть люди, которые всегда стремятся к нему и добьются, так как их счастье — это счастье для всех.