Вы находитесь: Главная страница> Солженицын Александр> Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы (на примере рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»)

Сочинение на тему «Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы (на примере рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»)»

Жизнь А. И. Солженицына была нелегка, однако репрессии и ссылки не сломили его, а, напротив, закалили волю. Писатель ярко и правдиво показывает читателю страшную действительность. Предметом его внимания стали явления истории России и русский национальный характер. Документальность, точность и суженность времени и пространства являются особенностями писательской манеры Солженицына. Герои его произведений многолики: за отдельными фактами — вся Россия. Автор глубоко задумывается о судьбе государства, о судьбе народа и обыкновенного человека: мужика, крестьянина, зека, ученого. Близость произведений к русскому народу, традициям, корням и истокам России достигается своеобразными художественными средствами.

Таким образом, задумываясь о судьбе простого человека, писатель расширяет границы времени и пространства, и мы видим в одном лице судьбу всего русского народа. Среди крупных произведений Солженицына, ставящих проблему национального характера, есть рассказы, которые нельзя не отметить: «Один день Ивана Денисовича», «Правая кисть». Особое место я бы отвела рассказу «Матрёнин двор». В. Астафьев, говоря о «деревенской прозе», отметил, что она вышла именно из этого произведения. Вслед зазвучали слова критиков, что А. Солженицын создал язык, в котором нуждалось то время, отчего произошла переориентация всей русской литературы.

«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию», — так начинается рассказ, в основу которого легли реальные факты из жизни писателя. В конце августа 1956 года Солженицын приехал в деревню Мальцеве и поселился в доме одинокой женщины Матрёны Васильевны Захаровой. Именно о ней, о её нелёгкой судьбе автор поведал нам. Трагическая судьба, её страшная смерть заставили писателя задуматься о том, что эта простая русская женщина и есть тот «праведник», без которого не стоит ни одно село, ни один город…

Тема рассказа — обыденная жизнь русской деревни, каких немало на нашей земле. Основная проблема, стоящая в этом произведении — проблема национального характера — вбирает в себя вопросы нашей духовности, добра и зла, милосердия и сострадания, чести и совести. Первоначальное, авторское название рассказа— «не стоит село без праведника» — несло в себе основную идейную нагрузку. А. Твардовский предложил нейтральное название — «Матрёнин двор». Однако и в последнем названии таится глубокий смысл. «Крестьянский двор», «колхозный двор» — в ряду этих понятий словосочетание «Матрёнин двор» — символ особого устройства жизни, особого мира. Матрёна, единственная в деревне, живёт в своём мире: она устраивает собственную жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Решение проблемы народного характера происходит на всех уровнях художественного текста. Следует отметить своеобразие сюжета и композицию. В основе их лежит острый конфликт, что придаёт содержанию рассказа особую напряженность.

В центре повествования — жизнь и судьба Матрёны Васильевны, пожилой одинокой женщины. Солженицын не описывает подробный её портрет. Лишь одна деталь постоянно подчёркивается автором— «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. Но к концу рассказа мы уже ясно представляем себе облик героини. Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрёны, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурлыканием, как у бабушек в сказках». Тем самым высвечиваются замечательные внутренние качества героини: Матрёна — человек доброй души, она готова всё отдать людям. Не скопившая богатства, не имеющая ни детей, ни мужа, в глазах односельчан она «неудачница».

Почему же люди не любят и не уважают её? Весь окружающий мир Матрёны в её тёмноватой избе с большой русской печью, шуршащими за перегородкой тараканами, с колченогой кошкой — это как бы продолжение её самой, частичка её жизни. Всё здесь органично и естественно. Интерьер помогает глубже понять, кто такая эта «неудачница». Матрёна заботится не о себе, а о других. Люди не понимают этого, поэтому и не ценят одинокую женщину. На самом деле Матрёна воплощает в себе огромное духовное богатство, оно её внутренняя сущность: простота, естественность, бесхитростность, искренность, бескорыстная доброта и забота о других — вот мир Матрёны.

Самые дорогие и любимые для неё не родные (у неё есть сестры), а эти предметы её быта — кот, фикусы, что заполнили одиночество хозяйки «безмолвной и живой толпой». Поэтому не уютно Матрёне среди чужих людей даже в маленькой деревне. Жадность, зависть друг к другу, озлобленность движут людьми. В рассказе оказывается так, что только один человек смог сохранить в себе душу и не погрешить против нравственности — Матрёна Васильевна.

Ещё ярче рисуется характер главной героини в сопоставлении с другими образами. Используя приём антитезы, автор рисует самую страшную фигуру — Фаддея, «ненасытного старика». Он является носителем зла, алчности, жестокости. Фаддеем движет единственное чувство — жажда наживы. Даже на похоронах Матрёны и сына он был омрачен одной думой: как спасти горницу от огня и от Матрёниных сестер. Автор замечает: «Перебрав тальновских, я понял, что Фаддей был в деревне не один такой». Среди чужих людей Матрёна ощущала себя одинокой, её «двор» являлся особым миром праведника, в котором царили добро, милосердие, духовность.

Самая трагическая страница жизни Матрёны — её смерть, такая нелепая и грустная. Погиб удивительный человек. Но не тронула смерть Матрёны односельчан: на поминальном ужине много пели, громко говорили, совсем уже не о Матрёне. По обычаю пропели «Вечную память», в которую никто уже не вкладывал чувства. Смерть «праведника» символизирует гибель нравственности и доброты людей всего села. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город. Ни земля наша».

Образ праведника не случаен в рассказе. Исконно русский характер, по мысли писателя, воплощает в себе самые лучшие человеческие качества, доброту и отзывчивость, сердечность и простоту. С гибелью Матрёны люди не осознали, что потеряли что-то очень важное и ценное. В образе главной героини А. Солженицын отразил собственный взгляд на проблему национального характера. После прочтения рассказа «Матрёнин двор» перед нами встаёт яркий, незабываемый образ «праведницы», олицетворяющий собой соборный дух русского народа.