Лирика Некрасова — явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник Белинского, Чернышевского и Добролюбова, Некрасов стал поэтом революционной демократии, голосом защитников народа. Все его творчество направлено на то, чтобы обратить внимание общества на страдания народа, на тяжелую судьбу родины. В соответствии с теми требованиями, которые Некрасов предъявлял своему творчеству, решает поэт и проблему положительного героя.
Положительный герой в лирике Некрасова — это человек, посвятивший свою жизнь русскому народу. Идеалом такого человека для поэта становится революционер-демократ. Прототипами положительного героя лирики Некрасова были ближайшие соратники поэта. И в творчестве Некрасова возникает образ «сеятеля».
Возникновение темы «сеятеля» было тесно связано с Евангелием, а также со стихотворением Пушкина «Свободы сеятель пустынный…». Эпиграф из Нового Завета ориентировал читателя на рассуждение о вечных героях человека. У Пушкина образ сеятеля связан с темой свободы, ибо сеятель — это тот, кто несет людям вольнолюбивые идеалы. Некрасов переосмысливает пушкинскую традицию. Его сеятель — это герой 60-х годов XIX века, не пророк, а учитель, несущий знания людям.
Путь в народ явился нравственной потребностью для положительного героя поэзии Некрасова. Тема страданий народа — главная тема творчества поэта. Чем могут помочь людям представители интеллигенции? Конечно, тем, что выступят на защиту народа и поведают о его тяжелой доле.
Нравственный облик сеятеля в поэзии Некрасова обрисован предельно четко. Это человек, предъявляющий к себе высочайшие требования. Сеятели отвергают «мирские наслажденья», сознательно избирают путь лишений. Они аскетичны, суровы, честно служат истине. Таких людей часто ждет безвестность, но они не ищут славы, потому что гораздо дороже для них сознание того, что они служили своему народу. Судьба таких людей ассоциируется у Некрасова с судьбами первых христиан.
Почти все стихотворения Некрасова, посвященные революционным демократам, являют собой надгробное слово. Короткая жизнь, полная лишений, — вот удел сеятеля в России. Рано ушли из жизни Белинский, Добролюбов, трагичную судьбу предрекает поэт и другим своим соратникам. Но смерть — это тоже подвиг:
Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!
Жизнь на земле, по мнению Некрасова, будет продолжаться до тех пор, пока будут существовать люди, способные к самопожертвованию.
Деятельность сеятелей связана с просвещением, с пробуждением самосознания в людях. Важно не только нести истину, но и учить человека жить. Некрасов понимает, что осознание собствен
ной силы в русском народе еще не; наступило. А только тогда, когда народ захочет свободы деятельно, появится надежда на лучшее будущее страны.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» истинно счастливыми людьми Некрасов называет тех, кто может постоять за себя и за односельчан. Будущее России, как полагал поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь», то есть за теми, которые ставят общественные интересы выше личных, кто не может мириться с современным положением крестьян, отдает всю свою жизнь без остатка служению народу, его счастью, его будущему:
…и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.
Конечно, самого Некрасова также можно причислить к сеятелям. Своими стихами он пропагандировал именно такой тип отношения к миру, который, по его мнению, был необходим для приближения лучшего будущего. И не только пропагандировал, но и способствовал его формированию. А потому произведения Некрасова стали своеобразным катехизисом для людей его времени.