Вы находитесь: Главная страница> Гончаров Иван> Проблема русского национального характера и судьбы России в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Сочинение на тему «Проблема русского национального характера и судьбы России в романе И.А. Гончарова «Обломов»»

Есть такое расхожее словосочетание «русская лень». Считается, что немцы, например, деловиты, итальянцы вспыльчивы, французы влюбчивы… А русские ленивы. И больше всего на свете им нравится лежать на диване и ничего не делать — как герою романа И. А. Гончарова Илье Ильичу Обломову. Вообще-то я не очень верю во все эти характеристики. Мне кажется, что все люди очень разные и их личные свойства часто совсем не зависят от национальности. Но, наверное, какая-то доля правды есть и в этих распространенных представлениях об особенностях народа. По крайней мере, читая роман Гончарова «Обломов», встречаешься с героем, который вряд ли мог родиться где- нибудь, кроме России.
Илья Ильич Обломов — дитя Обломовки. Он там не только появился на свет, но и рос, воспитывался. Его настоящая жизнь (та, к которой он привык) снится ему. Это деревня — «мирный уголок». Здесь спокойно, без природных и общественных бурь, идет жизнь и ничто не меняется столетиями. В этом непроезжем месте живут тихо, думая о работе да еде, а самое страшное из известных тут преступ- лений — «кража гороху, моркови и репы по огородам». Илюшу воспитывают в любви и ласке. Его окружают добрые взрослые люди, мирная природа; няня рассказывает ему замечательные сказки, и «у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
Не случайно в романе Гончарова герой попадает из обломовского рая не куда-нибудь, а именно в Петербург — город полурусский-полуевропейский, холодный, чиновный, полный суеты. Все здесь противоположно нравам Обломов- ки: обременительная служба, неискренние отношения в свете, даже погода — пасмурная и унылая. Мне кажется, что протовопоставление Обломовки Петербургу — это для писателя и противопоставление России Западу. Русская жизнь не идеализируется: понятно, что благополучие обломовских помещиков основано на крепостном праве, что их существование убого в культурном отношении (они не читают ни книг, ни газет, ничего не знают о событиях, происходящих в мире). Но все-таки Гончарову дорога эта тихая, патриархальная Россия с ее вечными мечтами и сказками.
А городская жизнь вроде бы и неплоха (балы, театры, возможность поехать за границу) — но Обломову в ней как будто нет места. Поэтому он в конце концов и женится на вдове Пшеницыной, ведь только она способна устроить ему «Обломовку в Петербурге». Эта женщина обеспечивает Илье Ильичу жизнь совершенно спокойную: вкусная обильная пища — и никаких душевных движений. Грустно, что именно это идеальное для Обломова существование и ведет его к смерти.
И еще одно противопоставление — Обломов и Штольц. Конечно, не случайно Гончаров сделал друга Ильи Ильича наполовину немцем. Это человек европейского нового времени — деятельный, предприимчивый, верящий в свои силы. Но ему не хватает душевности — как и его отцу, который даже не обнял его на прощание, провожая в город учиться. Очень важны некоторые детали. Например, Обломов умолял Штольца не говорить Ольге о том, что тот застал его однажды в разных носках — нитяном и бумажном. Но Штольц не упустил случая позабавить ее этим рассказом. И не потому, что желал зла Обломову, а просто по недостатку чуткости и деликатности.
Когда читаешь роман «Обломов», делаешься свидетелем борьбы Гончарова с самим собой. Умом он понимает, что Россия не может оставаться патриархальной, что ей нужна и промышленность, и торговля; а сердце его протестует и тоскует по Обломовке. В образе Ольги писатель пытался, по-моему, воплотить золотую середину. Это истинно русская девушка, но совершенно не склонная к русской лени. В ней есть и поэтичность Обломова, и энергия Штольца. Но получилось так, что читатель все равно больше всех сочувствует Илье Ильичу. Его образ — это воплощенная ностальгия по прошлому. Как грустит человек о своем детстве, так грустит и народ о прошлом, которое всегда кажется лучше настоящего. Грустил и Гончаров, твердо зная, что вернуть былое нельзя. И все-таки ему удалось сохранить для меняющейся, уносящейся в будущее России облик ее прошлого. Он сделал это в романе «Обломов».