Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение на тему «Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»

В заглавии поэмы ставится вопрос, который испокон ве­ков волновал русского человека. Сам Некрасов в своих про­изведениях неоднократно задавался этим вопросом. Естествен­но, что его волновала проблема не индивидуального счас­тья, а счастья всего народа. Ответ на вопрос: «Что же такое счастье?» — сводился к тому, что для русского человека сча­стье заключается в обретении свободы.

Идеал счастья, каким он представляется автору, сформу­лирован лишь в конце книги. В процессе же повествования автор пытается показать, каково же счастье для многостра­дального русского народа, для отдельных его представите­лей. Да и есть ли оно вообще? Каждому из многочисленных героев поэт предоставляет право высказать, что же такое счастье лично для него.

Нетрудно предположить, что людей, довольных своим существованием, следует искать среди эксплуатирующих классов. Семеро искателей правды уже в «Прологе» повздо­рили, не сумев прийти к единодушному мнению о том, кому же все-таки живется лучше: чиновнику, министру, царю или попу. Конечно, ни к царю, ни к министру с расспросами не пойдешь, поэтому мужики отправляются к попу. Поп, надо отдать ему должное, сумел точно сформулировать, в чем же состоит счастье в его понимании:

В чем счастие по-вашему?

Покой, богатство, честь.

Как видим, для попа хорошее существование заключает­ся в чисто утилитарных благах. И если поп, а также и дру­гие встречающиеся в поэме представители высших слоев общества недовольны своей жизнью, то только потому, что их материальное благосостояние несколько пошатнулось пос­ле того, как «порвалась цепь великая», то есть отменили крепостное право. Хотя даже после реформы некоторые по­мещики, как старый князь Утятин, отказывались признать очевидный факт и продолжали обращаться с крестьянами, как со своей собственностью. Некрасов хочет подчеркнуть, что реформа не принесла народу долгожданного счастья.

Становится ясно, что ответа на вопрос: «Что такое счас­тье?» нужно искать у простого народа. Может быть, среди мужиков все же есть действительно довольный жизнью? Но уже с самого начала поэмы автор подчеркивает заби­тость и обездоленность народа. Вспомним хотя бы литератур­ную традицию отражать сущность персонажа в его имени. Понятно, что счастливцами вряд ли можно назвать семерых правдоискателей из деревень Заплатово, Дырявино, Разуто- во и так далее. Они терпели крайнюю нужду, но по какой- то неведомой причине надеялись, что есть счастливые люди и в их среде. И им кажется, что они находят подобных людей. Этому посвящена глава «Счастливые». К сожалению, очень скоро читатель убеждается, что она названа так лишь в иро­ническом смысле.

К странникам, польстившись на водку, является немало «счастливцев»: у кого репа уродилась в этом году, кого не убило в сражениях, кто был «любимым рабом» князя, кто ест хлеб каждый день, а кто уберегся от медведя. Эти люди видят счастье в отсутствии несчастья. Горький вывод делает Некрасов:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями…

В этой главе поэт изобразил народ в массе, не делая ак­цент на отдельных судьбах. Но есть в поэме и яркие индиви­дуальные образы. Это земледелец Яким Нагой, бурмистр Ермил Гирин, Савелий-богатырь, крестьянка Матрена Ти­мофеевна, «холоп примерный — Яков Верный». Только и в их судьбах, которым автор уделяет самое пристальное вни­мание, не видно пресловутого счастья. Кто повесился, кто детей потерял, кто в остроге. Здесь нет даже тех элементар­ных радостей, которые делают довольным народ из главы «Счастливые». Изображая своих любимых героев, Некрасов опять подчеркивает, что крестьянам не стало легче после отмены крепостничества. Все так же их угнетают помещики, все так же делят плоды крестьянского труда «бог, царь и господин». Не видно что-то нигде «мужицкого счастья».

Естественно, что мысль поэта должна была прийти к воп­росу: «А в чем же тогда заключается истинное счастье му­жика?» Какие пути ведут к нему?

Ответ, сформулированный в конце поэмы, неизменно про­сматривается во всех главах между строк. Очень показатель­на в этом отношении глава «Савелий, богатырь святорус­ский». Здесь в образе Савелия, ‘решившегося на тягчайшее преступление — закопать в землю живьем своего поработи­теля, предстает весь русский народ. Некрасов убежден: в русском мужике дремлет великая сила, которая скоро най­дет себе выход и сокрушит, «закопает» весь эксплуататор­ский класс, как Савелий закопал в землю управляющего Фогеля. «И гнется, да не ломится» — вот глубинная сущность русского народа, верно переданная Савелием.

Так Некрасов постепенно подводит читателя к мысли, что единственное счастье народа — это свобода, а единственный путь к ее достижению — его объединение. Когда мужик на­конец-то решится поднять голову, проявить свою богатыр­скую силу и вступить в борьбу, тогда окончательно порвется «цепь великая», и народ обретет долгожданное счастье — свободу. Нужно стремиться не к тому, чтобы репы поболь­ше уродилось, а к единению. Идеал счастья сформулировал любимый герой Некрасова — Гриша Добросклонов:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода Прежде всего!