Федор Михайлович Достоевский — великий писатель-гуманист. Особенностью его творчества является то, что он раскрывает социальные и философские вопросы своего времени, глубоко проникая в духовный мир своих героев.
Одним из великих произведений Достоевского является роман “Преступление и наказание”.
Передовая молодежь 60-х годов искала пути социального, духовного, нравственного обновления общества. Важны ли при этом благосостояние и обеспеченность, комфорт и сытость?
Не принимает действительности и главный герой романа Родион Раскольников, который живет в крайней нищете. Об этом говорит его портрет: “Он до того худо одет, что иной даже и привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”. Описание жилища Родиона также производит удручающее впечатление: “Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и больше походила на шкаф, чем на квартиру…, мебель соответствовала помещению: было три старых стула, крашеный стол в углу, неуклюжая большая софа”. Полное отсутствие средств к существованию, долги квартирной хозяйке — в этом беда героя. Все это не могло не наложить отпечатка на поведение молодого человека, замышляющего убить старуху-процентщицу, которая “живет сама не знает для чего”, а молодые силы “тысячами и повсюду” пропадают без помощи и поддержки.
С одной стороны, Раскольников задавлен бедностью; и сразу напрашивается оправдание: был голоден, потому и убил. С другой стороны, его мать получает пенсию, а это гроши; сестра устраивается на работу гувернанткой, терпит нравственные унижения за ту же нищенскую плату. Родион хотел помочь матери, спасти сестру — потому и убил?
Раскольников страстно желал выбраться из той пропасти, в которой оказался. Отсутствие возможности поддержать мать и сестру, несомненно, тяготило его. Все это верно, но как тогда объяснить слова самого героя: “Если бы я зарезал из того, что был голоден, то я бы теперь счастлив был”?
Дело в том, что Родион Раскольников решился на убийство, чтобы проверить себя, свою философскую идею, родившуюся в тесной каморке, и понять, “человек он или тварь дрожащая”.
Согласно его теории, люди в большинстве своем подлы и низки, их не переделать, “и труда не стоит тратить”. Но можно встать над этим муравейником и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные — властители. Последние внешностью ничем не отличаются от простых людей, но на самом деле имеют право добиваться власти любым путем, преступая через закон и кровь. Раскольников, проверяя на себе свою теорию, совершает преступление как “эксперимент”, который должен убедительно подтвердить его принадлежность к личностям, “право имеющим”, а заодно и изменить мир к лучшему, избавив его от вредной, вздорной и бесполезной старухи.
Описывая Раскольникова накануне убийства такими словами, как “мрачный”, “нерешительный”, “подавленный”, автор тем самым подчеркивает глубокие сомнения героя. Не случайно Родион называет свою мечту “проклятой” и, решившись на преступление, чувствует себя приговоренным к смерти. Это чувство затем перерастает в убеждение: “Я не старуху — я себя убил!”.
Достоевский решительно осуждает преступление, совершенное из идейных побуждений, пусть даже во имя великой цели изменения мира к лучшему, облегчения страданий “униженных и оскорбленных”. Полемизируя с Чернышевским, считавшим революцию единственным средством обновления мира, Достоевский историей Раскольникова доказал глубочайшую аморальность насилия как средства изменить мир к лучшему, потому что рядом с “виновным” (старуха) гибнет безвинный (Лизавета), а само насилие разрушает до основания личность насильника.
Достоевский отстаивает и выстраданную собственной судьбой этическую заповедь: жизнь одного человека, каким бы он ни был, — величайшая ценность, и никто не может лишать другого права на существование. Мне близка и понятна мысль о том, что счастье мира нельзя устроить на единственной слезе невинного младенца. Раскольников, считающий себя критически мыслящей личностью, долго не мог понять, что чувства любви и сострадания •— главный стержень человеческого общества. Не будь их, давно бы оно распалось, а люди “перегрызлись” бы друг с другом. Преступая нравственные законы, игнорируя душу как вместилище человеческой сути, Раскольников обрекает себя на страшную тяжесть одиночества. Даже мать и сестра становятся для него чужими. Наказание за тяжкий грех — это и муки совести, но не только.
Если бы не сострадание и жертвенная любовь Сони, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно преданность этой женщины, ее жалость, умение понять и простить спасли его на каторге, обновили душу. Соня просит Родиона принародно покаяться в грехе, что он и делает на Сенной площади, и встать на путь нравственного самоусовершенствования, приобщившись к жизни и страданиям Иисуса Христа.
Великий писатель-гуманист справедливо считал, что только любовь к людям, вера в высокие душевные помыслы могут спасти человека и все человечество.