Тучи, как волосы, встали дыбом
Над дымной, бледной Невой.
Б. Пастернак
Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она помогает писателю передать состояние души героя, подчеркнуть различными состояниями природы, плохое либо хорошее действие предстоит совершить герою. Наши предки были язычниками, и потому, наверное, у русских писателей такое большое место в произведениях занимает описание природы. Век тому назад это явление в литературе было ярче, чем в наши дни. Это и понятно: природа тогда была несравнима по своей пышности с нынешней. Хотя, конечно, многое зависит от таланта писателя. Федор Михайлович Достоевский — психолог и философ. Он стремился отразить тончайшие движения человеческой души и поэтому часто прибегал к помощи пейзажа. Хочу отметить, что, по-моему, пейзаж помогал Достоевскому восполнять события и образы героев. На мой взгляд, ему не очень удавались просто портреты его героев, как, например, я вижу портрет пушкинского Онегина или лермонтовского Печорина. Но зато через окружающую природу или взгляды героев на природу Достоевский эффектно создает психологические образы участников событий его произведений.
В романе «Униженные и оскорбленные» события предельно сжаты и проходят за очень короткий промежуток времени. Психологические конфликты развиваются в форме острых и напряженных диалогов. Герои исповедуются друг перед другом, рассказывают о своем прошлом, о своих чувствах, переживаниях, раскрывают свои взгляды на мир. А мир — это природа, которая помогает писателю четче выявить характеры проникновенных исповедей Ихменева и Нелли или циничных откровений князя Валковского.
Роман начинается символической картиной вечернего Петербурга: «К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно- зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли… Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» Здесь очень заметно, что писатель соотносит картину природы со своим настроением. А перед тем как перейти к изложению событий, снова дает описание природы: «Но солнечный луч потух; мороз крепчал и начинал Пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок». В этом случае уже погасший солнечный луч не просто деталь природы, а предвестник какой-то беды, какого-то мрачного события. И точно: далее мы узнаем о смерти старика Смита и его странной собаки.
Природа у Достоевского — всегда ключ к предстоящим событиям. Иван Петрович, который после смерти Смита переехал на его квартиру, говорит о своей грусти и, как рассказчик, сосредоточивает наше внимание на том, что «погода была ненастная и холодная», «шел мокрый снег», но к вечеру «проглянуло солнце и какой-то заблудший луч, верно из любопытства, заглянул и в мою комнату». «Заблудший луч» предвещает появление Нелли — внучки Смита. А в четвертой части романа примирению Николая Сергеевича Ихмене- ва с Наташей предшествует замечательное явление: раздается «довольно сильный удар грома». Глава кончается тем, что Ихменев прощает свою дочь. О Наташе автор пишет: «Платочек, которым она накрыла голову, сбился у нее на затылок, и на разбившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя». Природа здесь свидетельствует об очищении человеческой души. В своей исповеди, изложенной в последующей главе, Ихменев разъясняет подлинный смысл символа природы. «Она здесь, опять у моего сердца! — вскричал он, — о, благодарю тебя, боже, за все, за все и за гнев твой, и за милость твою! И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас!»
Итак, Достоевский не только очеловечивает природу, но и очень удачно сливает ее явления с действием, а также с портретами и характерами героев.