Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Русская молодежь читала, читает стихи Некрасова

Сочинение на тему «Русская молодежь читала, читает стихи Некрасова»

Что осталось от… пламенно протестовавшей литературы сороковых годов? Знаете ли, что для нас уцелело изо всей этой эпохи? Стоны сердца одного поэта — да одно некрасовское стихотворение, в котором сжались, совместились все новости сороковых годов, — первое стихотворение, выдвинувшее вперед личность поэта, Вы, конечно, поняли, что я говорю о стихотворении «В дороге», об этой горькой, односторонней, но правдивой в своей односторонности песне об избранной и нежной натуре, загубленной действительностью, с которой она разошлась и которая ее не понимает, не может понять, что это она

На какой-то потрет все глядит,
Да читает какую-то книжку…

Стихотворение Некрасова совместило, сжало в одну поэтическую форму целую эпоху прошедшего. И это, конечно, достоинство немалое. Но оно, это небольшое стихотворение, как всякое могучее произведение, забрасывало сети и в будущее… Не говорю о его форме, о том, что это не подделка под народную речь, а речь человека из народа в нем ослышалась, — нет, всмотритесь в его содержание, в новость постановки старого вопроса… Из стихотворения явно было, что его писал человек с народным сердцем, человек закала Кольцова, что он не сочиняет ни речи, ни сочувствий.

Поэзия г. Некрасова, во множестве случаев дидактическая, поучительная, приправленная очень удобно энергетически-желчными выходками против грязи и недостатков, окружавших молодое поколение, имела успех, какой редко достается на долю поэзии. Благодаря энергии и желчи, поучительность, всегда скучная, особенно в стихах, имела успех, какой редко достается на долю поэзии. Стихотворения г. Некрасова, толкуемые в тот же тон статьями Добролюбова, действовали сильно на юношество, и когда время снесет шумиху безразлично на все падающего негодования, стихотворения Некрасова оставят после себя очень видный шаг в развитии наших общественных чувств. Другое дело, когда вы отнесетесь к этим стихотворениям, как к поэзии, как к всеобъемлющему началу высшего проявления правды в обществе. Тут вы увидите в некоторых случаях однообразие этой поэзии, увидите холодную рассудительность, частое отсутствие живых красок, без которых поэзия жить не может, но которые заменились у Некрасова энергией отрицания. (Из статьи «Стихотворения Н. Некрасова» )

В то время как вся русская молодежь читала, читает и знает наизусть стихи г. Некрасова, литературная критика последних лет большинством голосов отказывала ему не только в тех достоинствах, какие признавались за ним публикою, но и в десятой доле тех, которые та же критика находила в изобилии у гг. Тютчева и Майкова. Нечего и говорить, что главною причиною такой критической оценки было то, что г. Некрасов не только поэт, но и издатель «Современника» . Г. Некрасов имеет полное право на название мыслителя. Мало того, это — мыслитель глубокий и честный. В основе его лежит высокая гуманность к своей родине… Я бы назвал г. Некрасова народным поэтом, если бы прозвание это не было замарано эстетиками, прилагавшими его ко всякой нечистоте. Народным поэтом я назвал бы г. Некрасова потому, что герой его песней один — русский крестьянин. Но он говорит о нем, конечно, как человек развитой, как говорил Добролюбов, он не «поет» его, а думает о нем, о его бедах и горе, не ограничивается объективным изображением страдания, но мыслит о нем и мысли свои, глубокие и светлые, передает в прекрасных свободных стихах, в которые без натяжки укладывается народная речь и которые чужды поэтических метафор и аллегорий… Герои его, кроме народа, — те труженики и страдальцы, которые работали мыслию или делом и хотя не непосредственно, но принесли свою лепту. По предмету своему, по своему герою стихотворения г. Некрасова не имеют равных во всей русской литературе. (Из цикла статей «Перлы и адаманты русской журналистики»)