Творчество Некрасова многогранно: это и свободолюбивая лирика, и произведения, посвященные детям, стихотворения, раскрывающие красоту и величие Родины. Много произведений поэт посвятил трагической судьбе русской женщины.
Героиня его поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Тимофеевна говорит:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого.
В стихотворении «В дороге» рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли ее господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда барин умер, новый владелец поместья воротил «ее на село — знай-де место свое, ты, мужичка». Ее насильно выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. По существу это новелла в стихах — рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу:
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
Перед нами не просто диалог седока с ямщиком, а песня, горькая, трагическая.
Скучно! Скучно! …Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой…
Многие стихотворения Некрасова стали народными песнями. Вот стихотворение «Тройка», рассказывающее о красивой крестьянской девушке, которой любуется автор.
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Сердце девушки жаждет счастья, любви, но другая доля суждена ей:
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь.
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид: в лице героини «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг».
Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Мы читаем стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…». С благоговением писал Некрасов в своих стихотворениях о матерях, рассказывая о печальной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей матери-крестьянки, отдавая им всю любовь материнского сердца. Слезы матерей по погибшим детям, которые поэт называет «святыми», видим мы в стихотворении «Внимая ужасам войны». А поэма «Орина -мать солдатская» рассказывает о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой:
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!
Орина вспоминает, что ее Иванушка «здоровенный был детинушка», что его богатырское сложение удивило даже самого генерала. Восемь лет службы были кошмаром для героя. Даже в последнюю ночь перед смертью он не покидает солдатика. И осталась мать одна со своей великою печалью:
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!
Поэма «Мороз, Красный нос» — это еще одна повесть о женской доле. Но в Дарье мы находим не только изображение несчастной доли крестьянки, это — героический образ русской женщины-крестьянки, тип «величавой славянки». Грустно, что жизнь Дарьи закончилась так трагически.
В галерее женских образов, созданных Некрасовым, есть образы женщин из мира городской бедноты. Приехав в Петербург, поэт увидел противоречия большого города: пышность Невского проспекта и нищету окраин.
Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень.
В стихотворении даны жестокие подробности драмы бедняков, типичной для столицы: умирающий ребенок, печальная трапеза.
В конце стихотворения извечные вопросы, ответов на которые нет:
Где ты теперь?
С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной,
И роковая свершилась судьба?
Кто ж защитит тебя?..
Это стихотворение явилось смелым протестом против социальной несправедливости, против горькой участи бедняков, против унижения достоинства человека.
Интересным в творчестве Некрасова является его обращение к образам самоотверженных бесстрашных жен декабристов: Трубецкой и Волконской. Богатые, знатные, эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, за мужьями, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.
Иркутский губернатор пытался задержать Трубецкую, пугая ее «острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути». Однако на его слова: «И что же?., бежите вы за ним, как жалкая раба», -Трубецкая отвечает:
Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!
Образы Трубецкой и Волконской воплощают черты героического характера русской женщины. Поэт хотел написать и о других женах декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь, но его замыслам не суждено было осуществиться.
Перед нами один за другим прошли образы русских женщин, созданные Н. А. Некрасовым, женщин, которые способны на глубокие и сильные чувства: это и Катеринуш-ка, стремящаяся к счастью, и Дарья, и Матрена Тимофеевна, в сердце которой зреет гнев за обиды смертные, это и женщины-декабристки — горячо любящие жены. Образы эти яркие, выразительные, запоминающиеся, в них четко прослеживается авторская позиция, которая ясно выражена в следующих строках:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И музе я сказал: «Гляди,
Сестра твоя родная!».