Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было бо¬лее бесправного, более униженного человека, чем женщина из низших сословий, поэтому поэт, посвятивший «лиру… народу своему», не мог не возвысить голос в защиту своей современни¬цы. С другой стороны, в женщине Некрасов видел воплощение всех лучших качеств русского народа — терпения, самоотвер¬женности, духовной силы, верности. Поэт воспевает не только духовную, но и физическую красоту крестьянок, создает образ «величавой славянки» — прекрасной, сильной, гордой. Хресто¬матийно известны его поэтические строки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и заканчивая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов воспевал кра¬соту русских женщин, рассказывал об их судьбе.
Стихотворение «В дороге» повествует о трагической судь¬бе молодой крестьянки Груши — одной из жертв «барства ди¬кого», как определял крепостничество А. С. Пушкин. Когда Груша была ребенком, помещики взяли ее в господский дом и для развлечения обучали дворянским манерам, а позднее выдали из прихоти за невежественного и грубого ямщика. Не вынеся тяжелого крестьянского труда, Груша вскоре гибнет. Автор указывает виновников трагедии: «…погубили ее госпо¬да…»
В стихотворении «Тройка» автор предсказывает героине — красавице-крестьянке, заглядевшейся на дорогу в ожидании счастья, горькую судьбу, типичную для многих женщин той эпо¬хи: «Будет бить тебя муж-привередник, / И свекровь в три по¬гибели гнуть…»
В своем творчестве Некрасов не раз обращается к теме жен- щины-матери. Мать поэта, Едена Николаевна Некрасова, обра¬зованная и добросердечная женщина, играла важную роль в воспитании/сына, ей посвящены строки: «О мать моя, подвиг¬нут я тобою: / Во мне спасла живую душу ты!»
Образ матери издавна связывался в народно-поэтической традиции с образом Родины («матушка-Русь»), но именно бла¬годаря Некрасову в русском литературном и разговорном язы¬ке появилось высокое выражение «Родина-мать». Впервые этот образ возникает в поэме «Саша»: «Родина-мать! я душою сми¬рился, / Любящим сыном к тебе воротился», — а позднее появ¬ляется в стихотворениях «Свобода», «Что ни год — уменьшают¬ся силы…», в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
В стихотворении «Внимая ужасам войны» Некрасов говорит, что ни любовь жены, ни преданность друга не могут сравниться с чувствами матери. Павшего на войне героя забудут со време¬нем и жена, и лучший друг, одна мать не забудет его никогда:
…Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
Поэт пишет и о многострадальных матерях-крестьянках. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…», написанном вскоре после реформы 1861 года, поэт описывает ти¬пичную картину летней страды: нестерпимый зной, безлесная равнина, палящее солнце; «бедная баба», отгоняя насекомых, вы¬биваясь из сил, мечется между «полосыньками» — надо и рабо¬тать, и успокаивать ребенка. С болью пишет поэт о вековечном терпении русской женщины:
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Образ женщины-мученицы связывается в творчестве поэта с образом его музы — музы «мести и печали». Об этом он пишет в одном из ранних своих стихотворений «Вчерашний день, часу в шестом…», повествующем о наказании кнутом крестьянки:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная/»
Жизнь русских крестьян мало изменилась после реформы, не стала легче и судьба женщин-крестьянок. В поэме «Орина, мать солдатская» Некрасов описывает страшную участь кресть¬янки, сына которой замучили в царской армии. Старая женщи¬на осталась одна со своим горем: «Мало слов, а горя реченька, / Горя реченька бездонная!..» О тяжелой доле крестьянки поэт пишет и в поэме «Мороз, Красный нос»:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться.
С наибольшей полнотой тема судьбы русской женщины-кре- стьянки раскрыта в некрасовских поэмах «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи) и «Кому на Руси жить хорошо (образ Матрены Тимофеевны Корчагиной).
В поэме «Мороз, Красный нос» описывается трагедия деревен¬ской семьи, потерявшей кормильца. За великим горем «вдовицы и матери малых сирот» поэт видит трагедию многих поколений русских женщин, терявших мужей и сыновей в опустошительных войнах и социальных катастрофах.
Глаза плачущей Дарьи у Некрасова растворяются в сером, пас¬мурном русском небе, плачущем дождем, превращаются в хлеб¬ное поле, истекающее перезревшими зернами-слезами, застыва¬ют в круглые жемчужины, сосульками повисают на ресницах, как на карнизах русских изб:
Кругом — поглядеть нету мочи,
Равнина в алмазах блестит…
У Дарьи слезами наполнились очи —
Должно быть, их солнце слепит…
Встречая беду, Дарья не о себе печется, но, «полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит». Даже мечтая о свадьбе сына, она обращается к умершему Проклу: «Я ему молвить боялась, / Как я любила его!»
В трагической ситуации Дарья не каменеет сердцем, напротив, в ее душе словно увеличивается энергия сострадательной любви. Она с участием и нежностью воспоминает, например, случайно увиденную ею в монастыре усопшую схимницу:
В личико долго глядела я:
Всех ты моложе, нарядней, милей,
Ты меж сестер словно горлинка белая Промежду сизых, простых голубей.
После смерти мужа Дарью настигает и ее собственная смерть. Умирая, некрасовская героиня с любовью думает о Прокле, о своих детях, о крестьянском труде на вечной ниве:
И Дарьюшка долго смотрела,
От солнца рукой заслонясь,
Как дети с отцом приближались К дымящейся риге своей,
И ей из снопов улыбались Румяные лица детей…
Образ Матрены Тимофеевны венчает развитие в творче¬стве Некрасова темы крестьянки. Жизнь Матрены типична для крестьянской женщины некрасовского времени. В родитель¬ской семье ей пришлось работать уже «по пятому годку». Роди¬тели, хотя и любили дочь, выдали Матрену замуж, не спросив ее согласия.
Жизнь в семье мужа Матрена называет «адом». Филипп Ильич любил свою жену, но, по крестьянскому обыкновению, иногда бил ее, а когда уезжал на заработки, Матрена оставалась
…с золовками,
Со свекром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!
Полная горя и лишений жизнь не сломила и не ожесточила героиню. Она добра, благородна, справедлива, самоотверженно любит мужа и детей, однако «обиды смертные» камнем лежат в ее душе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». Прит¬ча о потерянных «ключах от счастья женского», завершающая повесть о Матрене, символизирует у Некрасова участь кресть¬янских женщин в России.
Некрасовские образы женщин из городских «низов» предвос¬хищают появление женских образов Достоевского. Так, в стихо¬творении «Еду ли ночью по улице темной…» автор рассказыва¬ет историю женщины, которую «с детства судьба невзлюбила».
В этой женской судьбе одна беда сменяет другую: вначале нищен¬ское детство рядом с угрюмым, злым отцом; затем унижение и побои от нелюбимого, недоброго мужа — «с бешеным нравом, с тя¬желой рукой», а после — смерть ребенка. Чтобы купить гробик ребенку, женщина идет на панель, и рассказчик понимает, что и в дальнейшем его подруга будет вынуждена продавать себя:
1де ты теперь? С тщетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной,
И роковая свершится судьба?
В творчестве Некрасова есть и героини из дворянского сосло¬вия. В поэме «Саша» нашел воплощение тип женщины из чис¬ла «новых людей». Героиня Некрасова сближается с крестьяна¬ми, лечит их, пишет для них письма. Исторические персонажи — княгиня Трубецкая и княгиня Волконская, последовавшие вслед за своими мужьями, сосланными в Сибирь, становятся главны¬ми героинями некрасовской поэмы «Русские женщины». В же¬нах декабристов, как и в героине поэмы «Саша», Некрасов под¬черкивает их демократизм, близость к народу. Некрасовская Волконская говорит: «Народ! я бодрее с тобою несла / Мое не¬посильное бремя!»
На протяжении всего своего творческого пути Некрасов мно¬гократно обращался к образам русских женщин — униженных, бесправных, но в то же время гордых, не сломленных жизнью, и вложил в эти образы весь свой талант художника, всю свою боль и нежность, всю веру в грядущее избавление женщин России от «свинцовых мерзостей жизни».