«Недоросль» — самая известная комедия XVIII в., сделавшая своего автора, Д. И. Фонвизина, бессмертным. Во-первых, эта пьеса качественно отличалась от тогдашнего репертуара театров; во-вторых, она стала практически революционной как для самого Фонвизина, так и для всей драматургии его времени.
В «Недоросле» затрагиваются три ключевых момента — это тема воспитания (что явствует уже из названия), государственной системы и крепостничества. Все три темы так или иначе связаны с героями-помещиками и раскрываются именно через поведение этих героев. Из всех помещиков выделяется, в первую очередь, Простакова. Согласно канонам классической пьесы, она стоит в списке действующих лиц после своего мужа, но по значимости должна бы быть первой. Также интересны образы Простакова и Скотинина, несколько затененные госпожой Простаковой, но тоже колоритные.
Простакова — персонаж, потрясающий своей многогранностью, а если быть еще точнее, то многообразием переплетенных в ней пороков. Это и глупость, и лицемерие, и деспотизм, и неприятие иных точек зрения, кроме собственной, и так далее до бесконечности. Литературные критики, анализируя «Недоросля», подмечали ту особенность, что положительные герои пьесы очень уж идеальны и все как будто на одно лицо. Зато какая палитра отрицательных персонажей, какими яркими красками они набросаны, какие живые образы!
Итак, что же такое Простакова? Уже первый ее разговор с портным Тришкой помогает читателю расставить героев по местам и понять, кто есть кто. С первых слов мы видим властную помещицу. Ей не важна причина, по которой она будет обвинять слугу, ей важно проявить свою власть. Простаков, появляясь на сцене, сразу занимает подобающее ему место — в тени жены. По его репликам мы понимаем, что у него нет своего мнения, и он полностью подчинен супруге. В этой же сцене мы видим и обращение Простаковой с Митро-фапом. Это характеризует ее отнюдь не с положительной стороны, поскольку прекрасное материнское чувство принимает у нее гипертрофированную, уродливую форму. Митрофан же пользуется слабостью матери и извлекает как можно больше выгод из своего положения.
На протяжении всей комедии характер Простаковой раскрывается все с новых неприятных сторон. Согласно жанру комедии, тем более комедии классической (хоть и с элементами новаторства), в Простаковой как в отрицательном персонаже собраны многочисленные пороки, не разбавленные ни единым достоинством. Она беспощадна и жестока со слугами и в то же время лебезит перед Стародумом, пытаясь показать и себя, и своего сына с выгодной стороны. Даже манера се речи меняется в зависимости от того, с кем она разговаривает. Э ту особенность русского человека подмечал еще Гоголь в «Мертвых душах». Чиновник средней руки будет подобен маленькому тирану среди своих подчиненных и поведет себя подобострастно и льстиво перед вышестоящими. Так и Простакова, говоря со слугами, всячески унижает и поносит их (и «собачья дочь», и «бестия», и «скверная харя»), с сыном она ласкова до приторности, он для нее не иначе, как «душенька» или «друг сердечный», а когда она пытается расположить к себе Стародума и заискивает перед ним, в ее голосе появляются даже светские нотки. Но все это — тщетные попытки подладиться под ситуацию, и выглядят они достаточно смешно и нелепо. Слуги, может быть, и боятся Простаковой, но родной сын не испытывает к ней ни уважения, ни любви, ни вообще какого-либо чувства, напоминающего сыновшою привязанность. А Стародум, как человек образованный и мудрый, легко разгадывает ее попытки втереться к нему в доверие. Необразованность Простаковой не позволяет ей действовать умнее, она все делает бездумно, поэтому и не может никого обмануть своими лживыми уверениями.
Лишь в конце образ Простаковой неожиданно приобретает трагические черты. Ее становится почему-то очень жаль, когда она в конце пьесы совершенно искренне (куда делось ее лицемерие?) восклицает, что потеряла и власть, и сына. Может, у нее и есть шанс вернуть себе прежнее положение в доме, но сына — никогда. Самое ужасное для нее — это сознание, что она сама спровоцировала этот исход. Однако зло в комедии обычно бывает наказано, поэтому и эпилог «Недоросля» закономерен. Простакова получает по заслугам.
Другой комический персонаж «Недоросля» — господин Простаков, муж-подкаблучник, выполняющий беспрекословно любую волю жены, любое ее безумное желание. Причем он не просто подчиняется ей, более того — он видит жизнь ее глазами, как в случае с кафтаном. Когда он понял, что жене кафтан кажется узок, он мгновенно увидел то же самое. В сущности, это персонаж не особенно выдающийся. У него мало реплик, и все они сводятся к перепева-нию слов жены. Гораздо интереснее Скотинин.
Фамилия — главная характеристика этого героя. Уже читая список действующих лиц, можно легко представить себе, что лее за герой скрывается под столь красноречивым обозначением. У Скотинина действительно скотская сущность, как и у его сестры, которая в девичестве носила ту же фамилию. Его главная и единственная страсть — свиньи. Не то что любовь, даже деньги ему не нужны как таковые, а только как способ приобрести побольше свиней. Для того он и задумал жениться на Софье. Это лицемер, недалекий человек, поведением крайне напоминающий своих любимцев. Правда, у Скотинина есть небольшой плюс — это его незлобивость, спокойствие. Но может ли это перевесить все его отрицательные качества? Конечно, нет.
Есть в комедии интересная сцена, в которой участвуют Простакова, ее муж и брат. Скотинин с восторгом рассказывает про свиней (ни о чем другом он рассуждать не способен), на что недалекий Простаков отвечает: «Странное дело… как родня на родню походить может». Он и сам не сознает, что, имея в виду совсем другое, сказал истину и про Скотинина, и про свою жену, и про себя самого, и про сына. Так что слова эти воспринимаются как самая точная в пьесе характеристика не одного только Скотинина, но и всей его родни.
Таково это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных прин-ципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие животных. Таким образом, Митрофан — вполне «достойный» потомок семейства, плод их воспитания.
Своей комедией Фонвизин разоблачал не конкретных людей н даже не отдельные пороки. Он изобличил все дворянское сословие, показал их низкие стороны и сделал это с таким искусством, что до сих пор его произведение «Недоросль» читается с огромным интересом. Ведь люди с тех времен не изменились. Все так же существуют на свете жадность, тупость, бесчестность. Поэтому комедия «Недоросль» по праву называется бессмертной. Только язык ее устарел, но идея — современна.