Роман Достоевского «Преступление и наказание» просто изобилует символическими деталями, нюансами, несущими в своём значении скрытый подтекст. Это произведение по праву можно считать образцом символизма в русской литературе XIX века.
Главный герой «Преступления и наказания» — Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого — житель острова Родос. Но это — не единственное значение имени. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же.
И это — ещё не всё. На острове Родос была размещена школа полководцев, в которой, в своё время осваивали военное искусство Юлий Цезарь, Тиберий, Помпей. Таким образом, это — прямое указание на сильных мира сего, людей, могущих спокойно перешагнуть через кровавые реки и смерть. Исторически сложилось, что никем, вроде Цезаря, Раскольников стать не может, судьба его — судьба обычного убийцы. Далее, обращаясь к Эзопу: «Здесь Родос, здесь и прыгай». Афоризм этот, лейтмотивом прослеживающийся сквозь всё «Преступление и наказание», вытянут из басни о страннике. Однажды, занесла странника судьба на Родос, да не простого странника — всем хвастающего своим гигантским прыжком, совершенным им когда-то. Только вот хвастовство его — не по душе пришлось жителям острова, хотели они убедить его подтвердить свой подвиг. Родос Раскольникова — убийство старухи.
Отчество у Раскольников «Романович» — тоже не так просто. «Роман» — римлянин, сильный. Таким образом, мы опять сталкиваемся с упором автора на силу этого персонажа, вернее, на ту силу, которой он хотел бы обладать.
Фамилия «Раскольников» — явно говорящая. Раскол души, отсутствие согласия в самом себе — главный герой вёл бесконечные внутренние диалоги с самим собой, при этом, принимая переменно разные точки зрения, разные стороны. Поведение его двояко: он помогает, совершенно бескорыстно Мармеладову, сострадает Дуне, спасает из огня детей. С другой стороны, только лишь чтобы проверить теорию зла, возникшую в его голове — он убивает Лизавету, жизнь человека для него — пустой звук.
Мармеладовы — немаловажные герои повествования. В звучании фамилии — довольство, праздность дней, сытость и сладость. Только на деле — всё наоборот. По сути, фамилия призвана ещё больше подчеркнуть бедственное положение семьи, их нищету и голод, болезни и отсутствие денег даже на необходимые лекарства. Эта семья — порождение неправильно устроенного общества, а их фамилия призвана подчеркнуть «сладость» жизни в таком обществе.
Лизавета, случайная жертва Раскольникова — юродивая, по-детски несмышлёная барышня, она даже от нападения Раскольникова защищается «по-детски». В переводе с древнееврейского имя это означает «клятва Богу», «ответ богу». Попавшая под руку Лизавета символизирует отсутствие почтения к Богу, Раскольников, убивая её, заодно с Алёной Ивановной, как бы убивает в себе обет праведности, уважение к Божьим законам. Именно после её убийства жизнь как будто покидает Раскольникова, в нём гаснет Божья искра.
Символично и воскрешение главного героя в финале, его возвращение к жизни под чтение Евангелия, принадлежавшего когда-то покойной Лизавете Соней. В этом — понимание Достоевским догм христианства, даже за смерть свою Лизавета не держит зла на Раскольникова, даже, несмотря на её убийство, она готова, пусть через другого, лишь только напоминавшего её, человека — Соню — помочь своему убийце вернуться к жизни.
Как мы видим, имена и даже фамилии в произведении Достоевского «Преступление и наказание» наполнены глубоким смыслом, они оттеняют идейность произведения, придавая сюжетной линии больше глубины.