В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский создал особенную систему персонажей, использовав традиционный метод «кривого зеркала». В романе предстаёт сеть двойников, в каждом из которых доведена до логического завершения какая- либо черта характера главного героя — Родиона Романовича Раскольникова.
Раскольников занимает центральное место в системе персонажей романа, поскольку к нему сходятся все основные нити повествования. Он связывает различные эпизоды и ситуации романа, все же второстепенные персонажи обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая самостоятельного значения, они, каждый по-своему, «разъясняли» драму главного героя, раскрывали характер главного героя.
Система персонажей «Преступления и наказания» динамична: соотношение действующих лиц и персонажей, сошедших «со сцены», постоянно меняется. Одни герои перестают участвовать в действии, другие, наоборот, появляются.
Отношения Раскольникова с Лужиным, Свидригайловым, Соней, Порфирием Петровичем, Дуней и матерью можно определить как конфликтные. Несмотря на то что у Раскольникова со многими персонажами есть внешнее сходство (общественное и материальное положение), важнее оказываются глубокие внутренние различия, которые не позволяют ему жить так же, как живут они. Второстепенные герои романа как бы представляют различные жизненные возможности, которые главный герой может принять или отвергнуть.
У двойников Раскольникова — Лужина и Свидригайло- ва — много общего с главным героем. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют.
Подобно бывшему студенту, Петр Петрович Лужин создаёт свою теорию («целого кафтана»), согласно которой необходимо «возлюбить прежде всего одного себя», что приведёт к всеобщему экономическому благоденствию. Однако недаром Раскольников говорит, что если довести теорию до конца, то получится, что и «человека можно убить». Но Лужину не нужно убивать людей — для достижения своей цели у него есть и другие, не менее грязные методы. Он претворяет свои идеи в жизнь, пользуясь « материалом », «тварью дрожащей». Сходство теорий двух соперников также и в том, что оба желают достичь власти: Раскольников хочет стать во главе «стада», самолично построить Новый Иерусалим, Лужин же мечтает получить власть над своей будущей женой. Однако, в отличие от Лужина, Раскольникову не свойственны расчётливость и эгоизм.
Другим двойником Раскольникова, который имеет с ним «общую точку», можно считать Аркадия Ивановича Свидригайлова. Студент прекрасно понимает, что они «одного поля ягоды»: Свид- ригайлов высказывает мысли* неоднократно приходившие в голову и Раскольникову. Оба они выбрали путь дьявола, обрекая себя на мучения: Раскольникова терзает собственная совесть, мучается и Свидригайлов, хотя уверяет себя, что совесть его «совершенно покойна». Оба героя непомерно горды, они возвысили себя над миром, выбрав путь зла, причём выбрав его добровольно. Но всё же Раскольников и Свидригайлов имеют и заметные различия: Свидригайлов, порочный и развратный человек, в своём грехе зашёл гораздо далее. Спасти Свидригайлова нельзя, но всё же в нём ещё осталась живая, хоть и изломанная душа, и она побеждает в борьбе с его развратной натурой, когда он имел шанс овладеть Дуней. Раскольникову же помогает обрести истинный путь Соня своей всеобъемлющей, чистой и действенной любовью.
Пара Соня Мармеладова — Раскольников построена по принципу антитезы, Мармеладова — нравственный антипод героя. Она избрала иной путь, нежели Раскольников, — не бунт, но смирение перед Богом. Любовь и внутренняя сила Сони спасают Раскольникова.
Семья Мармеладовых занимает важное место в системе персонажей романа. Семён Захарович, опустившийся чиновник, заинтересовал Раскольникова «с первого взгляда» — во время их первой встречи в распивочной. Мармеладов и его жена Катерина Ивановна, как и Раскольников, принадлежат к миру «униженных и оскорблённых», их судьбы сопоставимы с судьбой главного героя.
Однако претензии на «благородство» не помешали Мармеладо- вым принять Сонечкину жертву:« Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! …Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает!» — думает о них Раскольников.
Мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня занимают довольно скромное место в системе персонажей. Между Расколь- никовым и его сестрой и матерью существует только видимость родственных отношений, на самом деле они уже почти чужие. В распаде родственных отношений виноват прежде всего Раскольников. Но его сестра и мать также не свободны от трагической вины. И хотя они не совершили никакого преступления, у них были «преступные» намерения. Дуня хотела пожертвовать собой ради брата, выйти замуж за человека, которого не любила и не уважала и который к тому же не уважал её.
Соотносятся по принципу контраста также образы главного героя и его друга, Разумихина. С образом Разумихина связан один из способов выражения авторской позиции в романе: у Разумихина есть черты героя-резонёра, высказывающего некоторые взгляды самого писателя (герой даёт нравственную оценку теории Раскольникова: «кровь по совести» «страшнее, чем бы официальное разрешение проливать кровь, законное»). Автор показывает, что пути современной ему молодёжи могут быть разными. Кто-то становится «рабом» модных теорий, отвергая Бога (Раскольников), кто-то же сохраняет нравственную « почву», способность различать добро и зло (Разумихин).
Однако из самых ярких и «загадочных» персонажей романа — следователь Порфирий Петрович. Он — представитель закона, но не того закона, к которому тщетно взывала Катерина Ивановна. Порфирий Петрович олицетворяет суд праведный и справедливый. Однако в Порфирии Петровиче есть очень многое от «гордого» человека, и он сам это осознаёт. И именно из-за своей гордыни следователь чувствует себя одиноким, смысл жизни ускользает от него («Я, знаете… законченный человек, закостенелый чело- век-с »). Рассматривая всю систему персонажей как разветвлённую сеть двойников Раскольникова, несомненно, можно и Порфирия Петровича отнести к проекциям главного героя.
Образ старухи-процентщицы, хотя она почти не участвует в действии, — образ ёмкий, символический: старуха является не только жертвой преступления, но и символом мирового зла, на которое отважился замахнуться Раскольников.
Образ Миколки связан с идеей добровольного страдания — Миколка как бы показал пример Раскольникову, кроме того, его признание отодвинуло развязку конфликта между главным героем и следователем.
Образ Лизаветы, второй, случайной жертвы Раскольникова, связан с антитезой «смирения» и «бунта». Лизавета принадлежит к разряду «смиренных» персонажей — таких, как Соня или покойная невеста Раскольникова (о которой в романе упоминается несколько раз).
Итак, система персонажей романа «Преступление и наказание» сложна и интересна: почти все герои образуют сопоставимые пары, то есть реализуется принцип зеркальности, двойничества.