Некрасова недаром называли народным поэтом. Он остро чувствовал «больные» вопросы своего времени. Это и подтолкнуло поэта на создание «эпопеи народной жизни», то есть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Автор хотел показать жизнь русского мужика изнутри, то есть глазами этого самого мужика. В данном случае под словом «мужик» подразумеваются, конечно, все многочисленные и многообразные представители крепостных крестьян.
Нравственная сила и красота народного характера раскрываются уже во второй главе книги «сельская ярмопка». Читатель погружается в атмосферу широкого народного гулянья: все вокруг празднично, ярко, светло, весело, шумно. Русский народ не знает удержу в веселье:
Хмельно, горласто, празднично,
Пестро, красно кругом!
Когда крестьяне смотрят комедию с Петрушкой, то «часто в речь Петрушки ну вставляют слово меткое», откуда можно сделать вывод об остроте ума и меткости народного слова. Об этом говорили многие русские писатели, в частности, Гоголь. Гели уж русский мужик наградит кого-нибудь прозвищем, то человеку от пего уже не избавиться.
Но особенно в этой главе обращает на себя внимание эпизод, когда Веретенников покупает Вавиле ботиночки для внучки. Причем каждый присут-ствующий так рад этому, словно ему самому сделали подарок. У самих за душой пи гроша, но они радуются счастью другого. Такое бескорыстие — одна из основных черт русского характера.
Ярмарочное веселье к ночи переходит в ничем не сдерживаемое пьянство (глава «Пьяная ночь»). Здесь, как нигде, раскрывается сложность и противоречивость нароДного сознания. В этой главе мы знакомимся с Якимом Нагим. Он объясняет, что невозможно работать так тяжело, как работает крепостной мужик, и не пить. Про Якима говорят:
«… Он до смерти работает,
до полусмерти пьет!..»
Это можно сказать с уверенностью про любого мужика. На Руси испокон веков вопросы рситлись с помощью выпивки. Это одна из наиболее характерных народных черт, хотя ее уж никак не отнесешь к «сокровищам». Но достоинство Якима Нагого ие в том, что он работает или пьет. Нет. Он протестует, вот главное. Он готов постоять за народные интересы; у него есть чувство крестьянской чести, достоинства и гордорти. Наконец, показателен и тот эпизод с Якимом, где рассказывается о пожаре в деревне: он спасал прежде всего не деньги, а «картиночки» сына. В Якиме, народном заступнике, Некрасов постарался воплотить те прекраснейшие черты, которые он ценил в народе.
Говоря о русском народном характере, нельзя забывать и еще об одной черте народной жизни — коллективном труде. В эпизодах, рисующих крестьян деревни Вахлаки, картина всеобщей работы проникнута светлым и даже праздничным чувством:
Народу тьма! Там белые
Рубахи баб, да пестрые
Рубахи мужиков,
Да голоса, да звяканье
Проворных кос…
Здесь автор показал радость труда. Она видна во всем: в слаженности, ловкости, ритмичности движений крестьян. Труд не кажется тяжким бременем. Безусловно, он тяжел, но, в то же время, и радостен.
Особое значение в поэме имеют рассказы о Матрене Тимофеевне и Савелии. Матрспа Тимофеевна — воплощение столь любимого Некрасовым образа русской крестьянки. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, великодушна, горда. Она готова пожертвовать собой ради близких. Она мать, жена — в этом ее призвание. Некрасов восхищается тем, как она с гордо поднятой головой сносит все тяготы, выпадающие на долю жены и матери крепостного.
Савелий — это образ русского богатыря. Он видит богатырство крестьянина в терпении:
А потому терпели мы;
Что мы — богатыри.
В том богатырство русское.
Тут нужно понять, что под терпением Савелий подразумевает многое. Это и стойкость, и выносливость, и умение противостоять злу, не сломаться, выстоять. Все эти добродетели присущи русскому мужику, несмотря на тяжесть его доли и безмерность страданий.
Народная жизнь раскрыта Некрасовым в различных проявлениях. После прочтения поэмы перед читателем возникает поистине великий образ русского мужика. Он велик во всем: в работе, в разгуле, в терпении, в благородстве души. Несмотря на нищее, рабское, беспросветное существование, народ сохранил в себе великую силу. Ведущие образы в поэме — крестьяне, готовые к бунту, к протесту. Некрасов хотел своим произведением пробудить в народе дремлю-пхую силу. Русская душа богата сокровищами, но самое главное из них — это воля к борьбе.