Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Сокровища русской души (по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Сочинение на тему «Сокровища русской души (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)»

Некрасова недаром называли народным поэтом. Он остро чувствовал «больные» вопросы своего времени. Это и подтолкнуло поэта на создание «эпопеи народной жизни», то есть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Автор хотел показать жизнь русского мужика изнутри, то есть глазами этого самого мужика. В данном случае под словом «мужик» подразумеваются, конечно, все многочисленные и многообразные представители крепостных крестьян.

Нравственная сила и красота народного характера раскрываются уже во второй главе книги «сельская ярмопка». Читатель погружается в атмосферу широкого народного гулянья: все вокруг празднично, ярко, светло, весело, шумно. Русский народ не знает удержу в веселье:

Хмельно, горласто, празднично,
Пестро, красно кругом!

Когда крестьяне смотрят комедию с Петрушкой, то «часто в речь Петрушки ну вставляют слово меткое», откуда можно сделать вывод об остроте ума и меткости народного слова. Об этом говорили многие русские писатели, в частности, Гоголь. Гели уж русский мужик наградит кого-нибудь прозвищем, то человеку от пего уже не избавиться.

Но особенно в этой главе обращает на себя внимание эпизод, когда Веретенников покупает Вавиле ботиночки для внучки. Причем каждый присут-ствующий так рад этому, словно ему самому сделали подарок. У самих за душой пи гроша, но они радуются счастью другого. Такое бескорыстие — одна из основных черт русского характера.

Ярмарочное веселье к ночи переходит в ничем не сдерживаемое пьянство (глава «Пьяная ночь»). Здесь, как нигде, раскрывается сложность и противоречивость нароДного сознания. В этой главе мы знакомимся с Якимом Нагим. Он объясняет, что невозможно работать так тяжело, как работает крепостной мужик, и не пить. Про Якима говорят:

«… Он до смерти работает,
до полусмерти пьет!..»

Это можно сказать с уверенностью про любого мужика. На Руси испокон веков вопросы рситлись с помощью выпивки. Это одна из наиболее характерных народных черт, хотя ее уж никак не отнесешь к «сокровищам». Но достоинство Якима Нагого ие в том, что он работает или пьет. Нет. Он протестует, вот главное. Он готов постоять за народные интересы; у него есть чувство крестьянской чести, достоинства и гордорти. Наконец, показателен и тот эпизод с Якимом, где рассказывается о пожаре в деревне: он спасал прежде всего не деньги, а «картиночки» сына. В Якиме, народном заступнике, Некрасов постарался воплотить те прекраснейшие черты, которые он ценил в народе.

Говоря о русском народном характере, нельзя забывать и еще об одной черте народной жизни — коллективном труде. В эпизодах, рисующих крестьян деревни Вахлаки, картина всеобщей работы проникнута светлым и даже праздничным чувством:

Народу тьма! Там белые
Рубахи баб, да пестрые
Рубахи мужиков,
Да голоса, да звяканье
Проворных кос…

Здесь автор показал радость труда. Она видна во всем: в слаженности, ловкости, ритмичности движений крестьян. Труд не кажется тяжким бременем. Безусловно, он тяжел, но, в то же время, и радостен.

Особое значение в поэме имеют рассказы о Матрене Тимофеевне и Савелии. Матрспа Тимофеевна — воплощение столь любимого Некрасовым образа русской крестьянки. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, великодушна, горда. Она готова пожертвовать собой ради близких. Она мать, жена — в этом ее призвание. Некрасов восхищается тем, как она с гордо поднятой головой сносит все тяготы, выпадающие на долю жены и матери крепостного.

Савелий — это образ русского богатыря. Он видит богатырство крестьянина в терпении:

А потому терпели мы;
Что мы — богатыри.
В том богатырство русское.

Тут нужно понять, что под терпением Савелий подразумевает многое. Это и стойкость, и выносливость, и умение противостоять злу, не сломаться, выстоять. Все эти добродетели присущи русскому мужику, несмотря на тяжесть его доли и безмерность страданий.

Народная жизнь раскрыта Некрасовым в различных проявлениях. После прочтения поэмы перед читателем возникает поистине великий образ русского мужика. Он велик во всем: в работе, в разгуле, в терпении, в благородстве души. Несмотря на нищее, рабское, беспросветное существование, народ сохранил в себе великую силу. Ведущие образы в поэме — крестьяне, готовые к бунту, к протесту. Некрасов хотел своим произведением пробудить в народе дремлю-пхую силу. Русская душа богата сокровищами, но самое главное из них — это воля к борьбе.