Нет ничего лучше, чем поиграть в футбол после школы в последние теплые деньки бабьего лета! Об этом нам повествует картина С. Григорьева «Вратарь». Приглушенные осенние краски, серое, пасмурное небо, желтые листья — осень дарит последние лучики тепла. Вместе с тем, картина «теплая» — Григорьев использует оттенки желтого для листьев и досок; красный — в одежде детей, сосредотачивая его так, что наиболее внимательные и заинтересованные болельщики одеты в красное. Пейзаж служит только для изображения фона, поэтому он серый, легкий и не отвлекает внимание от главного образа — образа вратаря.
На первом плане — мальчишка во вратарских рукавицах: его ноги согнуты в коленях, взгляд устремлен вперед, и вся его поза говорит о напряжении, сосредоточенности и увлечении игрой. Скорее всего, он готовится отбить пенальти. У мальчишки забинтована коленка — наверное, этот сорванец часто гоняет мяч с мальчишками по полю. Кроме того, его ботинки примотаны к ногам веревочками: ботинки обыкновенные, в которых он ходит в школу, они могут слететь, если слишком сильно отбить мяч. Видно, что мальчик ответственно относится к данной ему роли. Земля вытоптана, на нем практически нет травы, и мы понимаем, что это место давно стало «футбольным полем».
Давайте переместимся на второй план картины: за спиной вратаря стоит мальчишка в красном костюмчике. Возрастом он помладше вратаря, но тоже очень увлечен игрой и мечтал бы оказаться на «воротах». Кстати, «ворота» довольно необычные — мальчишки обозначили их школьными портфелями. Мальчик в красном уверенно распрямил плечи, заложил руки за спину, и так увлекся игрой, что отделился от группы сидящих болельщиков.
Болельщики на картине С. Григорьева — разного возраста и разного пола, что еще раз доказывает необычайную популярность футбола. Вся группа болельщиков от самых маленьких и до взрослого мужчины смотрят в одну сторону: туда, где разворачивается самая захватывающая часть игры. И мальчишки, и девчонки, и взрослый мужчина — все захвачены игрой. Только одна собака свернулась в клубок, и не обращает внимания на игру. Кажется, еще немного, и мужчина вскочит со своего места и побежит на поле, вспомнив детство. На его лице такой искренний интерес, что даже разница в возрасте перестает быть заметной. Вот уж, действительно, и стар и мал — все были увлечены футболом. Тем более в послевоенные годы: картина была написана в 1949 году, через несколько лет после Великой отечественной войны. Если присмотреться, можно заметить, что болельщики сидят на досках — возможно, шло восстановление строительства разрушенных домов.
Картина С. Григорьева добрая, светлая: игра способна объединить все поколения, рождает командный дух, ответственность, серьезность действий и воспитывает в мальчишках не только защитников футбольных ворот.