Творчество Некрасова — одна из самых заметных вех в русской литературе XIX века. В то время особо насущной была проблема отмены в стране рабства и изменения крепостнических порядков. Некрасов первым в литературе заговорил с народом на народном языке, он старался привлечь внимание общественности к проблемам крестьянства, указать на то унижение, которое испытывает большая часть российского народа при существующих порядках.
Большое внимание в своем творчестве поэт уделяет такой теме, как предназначение поэта и поэзии. Такие стихотворения, как «Поэт и Гражданин», «Умру я скоро. Жал-
кое наследство…» и другие, с одной стороны, продолжали гуманистические традиции русской литературы, а с другой — по-новому освещали данную тему.
К числу таких произведений относится и стихотворение Некрасова «Элегия».
Стихотворение состоит из четырех частей, в каждой из которых заключена своя идея, свой собственный ракурс основной, центральной темы.
Уже в первой части Некрасов четко заявляет те принципы, на которых должна строиться деятельность поэта. Он говорит о том, что тема «страданий народа» не устарела. Обращаясь к молодому поколению, он призывает его посвятить свой талант этой вечной теме:
… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Не случайно в этом отрывке появляется скрытая цитата из Пушкина («покорствуя бичам, здесь рабство тощее влачится по браздам…», «Деревня»). Некрасов тем самым демонстрирует, что со времен Пушкина данная тема не устарела, что она по-прежнему актуальна. Предназначение поэзии состоит в том, чтобы напоминать «ликующей и поющей» толпе о страданиях народа:
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?..
Здесь опять содержится скрытый намек на пушкинское «и милость к падшим призывал» («Памятник»). Таким образом, Некрасов не только декларирует определенные принципы, но и разворачивает их в исторической перспективе.
Вторая часть говорит о том, как сам Некрасов воплощал эти принципы в своем творчестве:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Служение — основное предназначение поэта. Некрасов противопоставляет ему славу, шумный успех, который быстро проходит, не оставляя после себя никакого следа — ни в умах, ни в сердцах людей. Лучше быть безвестным, но быть уверенным в том, что твой труд был нужен и полезен. Поэт мечтает о том дне, когда в России не будет рабов, однако он понимает, что мечтания сами по себе ничего не дадут. Следует бороться для того, чтобы приблизить этот день, «идти вперед», «в бой», который «решит судьба». Заканчивается часть риторическим вопросом, ответ на который дается в следующей части: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»
Несмотря на отмену крепостного права, жизнь простых людей стала не намного лучше. Большая часть крестьян по-прежнему была бесправна, не имела собственной земли, жила в нищете. Поэт постоянно думает над тем, стала ли «сносней крестьянская страда», стал ли счастливее народ в результате того, что получил свободу.
Последняя часть посвящена видению современных задач поэтического творчества. Лирический герой Некрасова «задумчиво бродит в прохладной полутьме», слагая новую песню, в которой «на сельские труды зовет благословенье», «народному врагу проклятия сулит».
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних Гор ей шлет свои отзывы.
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
Данный отрывок очень важен. Показывая, что природа внемлет его песне, поэт хотел сказать, что свобода, счастье, созидательный труд — естественное состояние не только для человека, но и для природы. Это то предназначение, которым наделил все живое Творец. Соответственно, рабство, угнетение, ущемление человеческого достоинства — это не только явления противоестественные с точки зрения человеческой морали, но и вещи богопротивные, нарушающие промысел Божий, искажающие его. Тем не менее поэт с горечью констатирует, что сам народ, к которому обращены его призывы, молчит, словно не слыша голоса разума и свободы. Здесь тоже можно усмотреть перекличку со знаменитой пушкинской ремаркой из «Бориса Годунова» («Народ безмолвствует»), кроме того, возникают определенные ассоциации с гоголевской «птицей-тройкой», которая мчится куда-то, но куда — «не дает ответа». Любое изменение в обществе, любое движение в сторону демократизации всегда начинается снизу. Только волеизъявление большого числа людей, осознавших необходимость перемен и самостоятельно определивших свою судьбу, может что-либо преобразовать в этой жизни. Но аморфность, безволие, долготерпение и косность крестьянской массы в России, не доросшей до самоосознания, до того, чтобы самостоятельно определять, куда идти, не вселяет в сердце поэта надежды. Со времен Пушкина и Чаадаева мало что изменилось. Поэт понимает, что его голос во многом был гласом вопиющего в пустыне, что никакого действия из него не родилось. Он лишь надеется, что его добрые намерения не позабудутся. И это опять воскрешает в памяти пушкинские строки: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».
Итак, стихотворение Некрасова «Элегия» поднимает одну из центральных в русской литературе тем — о предназначении поэта и поэзии. Говоря о своем видении этого предназначения и в то же время оценивая свой собственный жизненный путь, Некрасов не сожалеет о прожитых годах, он призывает молодых точно так же посвятить лиру «народу своему», хотя и с горечью констатирует, что его поэзия не сделала людей свободнее и счастливее.
Творчество Некрасова оказало огромное влияние на развитие русской литературы, породив целую поэтическую школу, создав новую эстетику, сделав поэтическое слово ближе народу.