Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка» (анализ, восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка» (анализ, восприятие, истолкование, оценка)»

В стихотворении «Тройка» впервые возник образ кресть­янской девушки, без которого немыслимо представить ли­рику позднего Некрасова. Для некрасовских женщин харак­терно то, что их величие, их идеальность органично вырас­тают из обычной, бытовой среды. Героини совмещают в себе черты идеала и обычные человеческие качества, одним сло­вом, это крестьянки «со взглядом цариц». Трудно предста­вить, что тип, совмещающий в себе идеальное и реальное, будет естественным, однако это именно так. Нет ничего бо­лее гармоничного в своем величии, чем крестьянки Некрасо­ва. Стихотворение «Тройка» — лишь первая попытка поэта представить русскую женщину такой, какой он ее видел, поэтому в ней нет еще той гармонии идеального и житейско­го, которая свойственна более поздним образам. Героиня «Тройки» не Матрена Тимофеевна и не Дарья, но в ней уже нетрудно разглядеть основные их черты.

Во-первых, она красива той яркой красотой, которая не может не броситься в глаза. Когда читаешь описание герои­ни, невольно представляешь себе образ полнокровной укра­инки с огромной черной косой, с веселыми карими глазами, с почти неестественным румянцем. Такой тип красоты встре­чается не только у Некрасова. Пушкин также любил подоб­ный тип женщин. В русском романтизме вообще существова­ло два ярко выраженных типа женской красоты: румяная темноволосая красавица и голубоглазая хрупкая блондинка (почему-то сразу вспоминаются Татьяна и Ольга из «Евгения Онегина», хотя Пушкин не описывал их внешность).

Интересно и не характерно для Некрасова то, что нача­ло стихотворения звучит, как романс:

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг?

Конец стихотворения снова напоминает романс: «…к дру­гой мчится вихрем корнет молодой…» Эта лиричность, напев­ность сохранятся и у позднего Некрасова, но выражаться будут уже совсем в другой форме. Стихотворения, подобного «Тройке», мы больше не встретим.

Вся первая часть напоминает не только русские роман­сы, но и самые романтические творения Пушкина. Есть в «Тройке» одна строфа, почти неотличимая по стилю от пуш­кинской:

Взгляд одной чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

А вторая часть стихотворения — это уже тот Некрасов, к которому мы привыкли, Некрасов, оплакивающий тяже­лую женскую долю. Все позднейшие стихотворения о жен­щинах как будто проглядывают в строках «Тройки», где поэт пишет о дальнейшей судьбе героини. При этом он не пред­полагает, что так могло бы быть, а с совершенной опреде­ленностью утверждает, что так и будет. Судьба крестьянки заранее определена, и никто, кроме, пожалуй, самой де­вушки, не станет сомневаться в том, что ее ждет «муж- привередник», суровая свекровь и нескончаемые домашние заботы. Все мечты, все упования превратятся в пыль, жизнь потянется чередой унылых дней, каждый из которых будет похож на предыдущий. Все тот же вечный круг ждет замуж­нюю крестьянку: «нянчить, работать и есть».

Что же останется от веселой, смеющейся, ждущей любви красавицы? Останется согнутая жизнью женщина. Что ста­нет со смуглым лицом, ярким румянцем, лукавыми глазами? «Выраженье тупого терпенья» изуродует это лицо, навсегда превратит в застывшую маску. Не об этом мечтает моло­денькая девушка, в мыслях у нее только любовь, свобода и веселье. Но то, что с ней станет, — неизбежная доля рус­ских женщин.

Как всегда у Некрасова, единичный образ становится об­щим. Но героиня «Тройки» олицетворяет не только женщин, но и весь русский народ. «Тупое терпенье» написано на всех без исключения лицах, об этом Некрасов будет говорить еще не раз. Терпением, и именно «тупым» терпением всегда «сла­вилось» крестьянство. Вспомним того же Салтыкова-Щедрина, который всегда приходил в отчаяние от этого укоренив­шегося в русском характере качества. Но Некрасов, в отли­чие от Салтыкова-Щедрина, был далек от того, чтобы в чем-либо обвинять мужика. Нельзя представить себе поэта, который бы относился к народу более трепетно. Некрасов ве­рил, что, несмотря на поистине безграничное терпение, народ все-таки поднимется на борьбу и встанет с колен. Но этой надежды, которая так свойственна поэту, не слышно в «Тройке»; в стихотворении чудится больше минутное настрое­ние, чем желание провозгласить свою гражданскую позицию.

Как бы там ни было, «Тройка» как нельзя лучше отража­ет народное бытие, даже название у нее соответствующее, очень «русское».

Некрасов еще не оформился в период написания «Трой­ки» как «народный поэт», за лиричностью образов еще не очень явно проглядывают социальные призывы, но уже ста­новится ясным, что «Тройка» — не что иное, как символ российского бытия, выражение жестокой правды жизни, уви­денной глазами человека, болеющего всей душой за народ.