Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка» (восприятие, истолкование, оценка)»

Главный герой творчества Н. А. Некрасова — русское крестьянство. С исчерпывающей полнотой и ясностью отобразил поэт его чаяния и реальную жизнь, мысли и чувства, труд и борьбу, страдания и редкие радости. Некрасовские стихи поражают глубиной проникновения в психологию крестьянина, удивительным знанием деревенского быта, любовью к народу. Одним из таких образцов можно назвать стихотворение «Тройка», созданное в 1846 году.
Это полное горячей любви и сочувствия обращение поэта к простой деревенской девушке. Некрасов рассказывает о горькой доле, которая ждёт молодую крестьянку:
Будет бить тебя муж-привередник,
И свекровь в три погибели гнуть.
Поблекнет её красота, исчезнет бойкость взгляда и живость мысли. Их сменит «выраженье тупого терпенья // И бессмыслен-, ный, вечный испуг». Эту страшную жизненную правду поэт стремится передать в простой, доступной каждому читателю форме. Повествовательная интонация, использование четырёхстопного анапеста, стройность и динамичность языка помогают автору добиться желаемого результата.
В смысловом отношении произведение делится на четыре части. Первая и последняя это непосредственное обращение к молодой крестьянке:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать забило сердечко тревогу —
Все лицо твоё вспыхнуло вдруг…
…Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Кажется, что лирический герой наблюдает ситуацию, о которой говорит в стихотворении. Он обращается к девушке на «ты», тем самым настраивая тональность произведения на дружеский лад. Нет ни тени превосходства, высокомерности в словах лирического героя. Ощущается его близость к крестьянской среде. Строки пронизаны искренним интересом к судьбе крестьянки.
Вторая часть стихотворения последовательно продолжает мысль первой. Лирический герой отмечает необыкновенную красоту девушки:
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь…
Так постепенно перед нами выстраивается удивительно яркий образ молодой крестьянки, судьба которой столь трагична.
Лирический герой говорит о магической силе «чернобровой дикарки», притягивающей к себе каждого мужчину.
Неожиданно лирический герой прерывает своё красочное описание образа крестьянки. В тексте стихотворения это обозначается многоточием, свидетельствующим об интонационной паузе, секундной тишине, переносящей девушку из мечты в реальность. Строфа представляет собой антитезу желаемого и действительного. Лирический герой разбивает иллюзии и надежды красавицы, он переносится в безрадостное будущее, уготованное крестьянке судьбой:
Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.
С этих строк начинается третья часть стихотворения, самая большая по объёму. Она составляет четыре с половиной строфы, которые всесторонне раскрывают читателю страшные жизненные условия, выпадающие на долю крестьянской женщины. Трагизм стихотворения состоит в том, что за одной судьбой русской женщины стоят тысячи таких же. Поэт изображает типичную в условиях крепостного права жизнь крестьянки:
От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
Третья часть стихотворения — строки о смерти ещё недавно бодрой, полной жизненных сил женщины. Лирический герой называет её судьбу «тяжёлым путём», приведшим к «сырой могиле».
Кульминационной частью в идейном смысле является последняя, четвёртая часть, воплощающая в себе главную мысль поэта. Образ бешеной тройки, несущейся мимо, олицетворяет собой обеспеченную жизнь, для которой природа создала красивую девушку. Однако крестьянке не суждено найти счастье и покой, жить достойной жизнью. Социальные условия действительности обрекают женщину на нищету и бесправие. Лирический герой сознаёт тяжесть рабского положения русской крестьянки, но одновременно он понимает невозможность что-либо изменить:
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки, —
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…