Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство ...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство …» (восприятие, истолкование, оценка)»

Творчество Некрасова — одна из самых заметных вех в русской литературе XIX века. В то время особо насущной была проблема отмены в стране рабства и изменения крепостнических порядков. Некрасов первым в литературе заговорил с народом на народном языке, он старался привлечь внимание общественности к проблемам крестьянства, указать на то унижение, которое испытывает большая часть российского народа при существующих порядках. «Я лиру посвятил народу своему», — напишет Некрасов впоследствии, и эта фраза наилучшим образом характеризует его творчество.
Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» — одно из поздних произведений Некрасова.
В нем он подводит итог своей творческой деятельности, оценивает то, что им было сделано. Известный литературовед Ю. Н. Тынянов считал, что стихотворение Некрасова навеяно стихотворением Беранже «Adieu» («Прощание»), известным русскому читателю в переводах В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова. Так это или нет, но Некрасов создал оригинальное произведение, в котором говорил именно о России и о своем собственном творчестве.
По своей форме стихотворение является поэтическим завещанием, которое, однако, часто переходит в исповедь, так как автор говорит не о материальном, а о духовном наследии, которое остается после него.
Стихотворение разделено на три части, каждая из которых представляет собой отдельное композиционное целое. Объединены они тем, что в конце каждой из них автор просит прощения у своей родины.
В первой части лирический герой сетует на то, что его творческое наследие «жалкое», на то, что он «мало знал свободных вдохновений». Но он объясняет это тем, что детство провел «под гнетом роковым», а «молодость — в мучительной борьбе». На нем «года гнетущих впечатлений оставили неизгладимый след», он встретил на своем пути множество преград. Однако, несмотря на то, что он обычный человек, со своими слабостями и недостатками, лирический герой просит прощения за то, что, вероятно, мог бы сделать гораздо больше. Заслугой своей он считает «каплю крови, общую с народом», и «малый труд», который все же был им произведен ради общего блага. «Капля крови, общая с народом» будет повторяться в качестве рефрена во всех трех частях.
Во второй части поэт поднимает такую важную проблему, как независимость поэтического вдохновения. Извечный вопрос о том, как следует относиться к власть имущим, чем зарабатывать на жизнь, — всегда был предметом обсуждения в литературе. Знаменитое пушкинское «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» переосмысливается Некрасовым по-иному. Его «рукописи» всегда охотно печатали журналы, он был едва ли не самым популярным поэтом современности. Однако Некрасова в первую очередь интересует, насколько правдив он был в своих произведениях. Он признает, что иногда заблуждался, но все же это не было преднамеренным корыстным деянием:
Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука…
Однако это поэт объясняет теми трудностями, что пришлось ему встретить на жизненном пути. Большую часть жизни он был одинок, постоянно терял друзей, «ни в ком опоры не имел», «встречал врагов все больше на пути». Заканчивается часть рефреном:
За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! прости!..
В третьей части Некрасов говорит о центральной, сквозной идее своего творчества:
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
Своей целью поэт считает то, что он должен был «достучаться» до сознания простого народа и «бросить хоть единый луч» на путь, которым его ведет Бог. Однако вместе с этим он признает, что слишком любил жизнь с ее «минутными благами», был прикован к ней «привычкой и средой», к цели двигался «колеблющимся шагом» и не жертвовал собой ради этой цели. Поэтому «песня» до народа не дошла, пролетев «бесследно». В ней сказалась лишь любовь к родной стране, которую поэт на протяжении всей жизни хранил в своей душе.
Стихотворение поднимает традиционную для русской литературы тему о предназначении поэта и поэзии. Тем не менее оно существенно отличается от темы «пророка», идущую еще от Пушкина. Дело в том, что облик поэта всегда двойственен. С одной стороны, это вдохновенный оракул, который должен «глаголом жечь сердца людей», исполняя тем самым свое высокое предназначение, но с другой — обыкновенный человек, который должен жить не среди горних высей, но среди людей, не наделенных поэтическим даром (а подчас и никаким даром вовсе). И это самое трудное испытание — не поддаться соблазну, не разменять золото таланта «на медяки». Пророк силен и могуч, он исполнен волей Божьей. Но это идеальный образ. Человек же слаб, грешен и падок на соблазны. Поэтому в реальной жизни вряд ли отыщется тот, кто не совершал поступков, за которые ему впоследствии было бы стыдно. Стихотворение Некрасова принадлежит именно человеку. Его лирический герой — это не пророк, но человек, который пытается по неровному жизненному пути нести возложенную на него судьбой миссию. Миссия эта тяжела, человек спотыкается, падает по пути, часть из того, что он должен был донести, расплескивается, пропадает даром. И именно за это Некрасов просит прощения у родной страны и ее народа.
Итак, в стихотворении «Умру я скоро. Жалкое наследство…» высказал свои идеи о предназначении поэта и поэзии. Он по-новому осветил эту традиционную для русской литературы тему. Построив произведение как
поэтическое завещание и введя в него элементы исповеди, он сумел показать двойственную природу поэта — с одной стороны, пророка, а с другой — обыкновенного человека с его слабостями и недостатками. Это придало дополнительный драматизм традиционной теме, ввело в нее новый эмоциональный элемент.
Творчество Некрасова оказало огромное влияние на развитие русской литературы, породив целую поэтическую школу.