Вы находитесь: Главная страница> Некрасов Николай> Стихотворение Н.А. Некрасова «В дороге» (восприятие, истолкование, оценка) 2

Сочинение на тему «Стихотворение Н.А. Некрасова «В дороге» (восприятие, истолкование, оценка) 2»

Творчество Некрасова пришлось на середину XIX века, когда демократическая общественность активно выступала за проведение реформ и отмену крепостного права. «Я лиру посвятил народу своему», — напишет Некрасов впоследствии, и эта фраза наилучшим образом характеризует его творчество.
Особое внимание Некрасов во многих своих произведениях уделял судьбе крестьянства. Он был первым, кто не только поднял вопрос о том непомерном угнетении, которому подвергался крестьянин на Руси, но и сделал крестьян героями своих произведений, ввел в ткань повествования живую народную разговорную речь.
Все это относится и к одному из самых известных стихотворений Некрасова «В дороге».
Произведение построено в форме диалога. Автор едет куда-то по своим делам и для того, чтобы как-то развлечься в дороге, просит рассказать ямщика какую-нибудь историю. Тот рассказывает историю своей несчастливой женитьбы, повествует о трагической судьбе своей жены Груши, которая смолоду
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам.
На правах подружки молодой барыни она обучалась «шить и вязать, на варгане играть», одевалась «в атлас», «ела вдоволь и меду и каши». За нее даже сватался «благородный», учитель «врезамшись был». Однако судьба ее не сложилась, так как, по словам ямщика, «не нужна в дворянстве холопка». Господская дочь вышла замуж и уехала в Питер, старый барин умер, и управлять имением стал «зятек». Перебрав по ревизии души, он перевел крестьян с барщины на оброк, а затем по какой-то причине возвратил Грушу на село.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно.
Ямщика, которому тогда было девятнадцать лет, женили на ней. После жизни в барском доме крестьянский быт оказался для Груши невыносимо тяжел. Она не умеет ни косить, ни ходить за коровой, даже носить сарафан.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!..
На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку…
По словам ямщика, от горя жена совсем зачахла и, видимо, дни ее сочтены. Но рассказчика гложет не только это горе. Он боится, что и сын его тоже будет несчастен. Мать учит его читать, одевает, как барчонка, расчесывает кудри. Ямщик недоумевает, от чего чахнет жена, так как за собой он не видит вины: он и «не томил ее безустанной работой», «одевал и кормил, без пути не бранил, уважал», а бил только «под пьяную руку».
Автор прерывает ямщика и говорит, что тот «разогнал его неотвязную скуку».
Последняя реплика является не только композиционной точкой в повествовании, но и демонстрирует отношение автора к рассказу. Вместо песни или веселого рассказа он услышал историю о том, как «господа» сгубили человека. Вырвав его для забавы из привычной социальной среды, они воспитали его по-своему, не задумываясь, что обратного пути для него уже не будет. Некрасов показывает, насколько чудовищным является само положение вещей, когда одни владеют всем и даже вольны распоряжаться жизнью других людей, а другие в это же время совершенно бесправны и являются, по сути, вещью, с которой можно делать все, что заблагорассудится. Это два параллельных мира, между ними зияет огромная пропасть. Однако общество, которое считает себя цивилизованным, не должно быть построено на рабстве. Мало того, Некрасов говорит о том, что любой человек, христианин, не может быть счастлив, не имеет права успокаиваться, пока существует подобное положение вещей, пока возможно узаконенно ломать чужие судьбы, унижать человеческое достоинство.
Некрасов намеренно не называет ни имени ямщика, ни того имения, где все это произошло. Данный случай типичен для крепостнической России, и именно это поэт подчеркивает в первую очередь.
Передовые люди того времени восторженно встретили стихотворение. По воспоминаниям И. И. Панаева, когда Некрасов впервые прочитал «В дороге», «у Белинского засверкали глаза, он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть не со слезами на глазах: «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный?». Герцен также назвал это стихотворение «превосходным». Современники Некрасова ставили это стихотворение в один ряд с такими произведениями, как «Сорока-воровка» Герцена и «Деревня» Григоровича.
Итак, в стихотворении «В дороге» нашел свое воплощение протест Некрасова против крепостничества, бесчеловечной системы угнетения трудового крестьянства. Путем создания яркого образа и предельной его типизации поэт выразил свое отношение к существующим порядкам, показал не только их порочность, но и историческую обреченность.
Творчество Некрасова было важнейшим этапом в развитии русской литературы. Развивая принципы гуманизма и идя в этом вслед за Пушкиным, Некрасов в своих произведениях показал простой народ, сумел отразить его душу, его боль и самые сокровенные надежды.