«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве», — так определял Есенин лейтмотив своей жизни. Его центральная тема, сложный образ «Россия и революция», представляет собой диалектическое единство, которое скрепляет художественный мир поэта. По отношению к этому творчество Есенина распадается на дореволюционное (1910-1917) и послереволюционное (1917-1925). Если в первый период Есенин — «деревенский», «крестьянский» поэт, с мифопоэтическим художественным мышлением,
свойственным крестьянскому сознанию, то во второй период он общенациональный поэт с реалистическим художественным мышлением.
Стихотворение «Несказанное, синее, нежное», написанное в 1925 году, относится к послереволюционному творчеству поэта. Это произведение, на мой взгляд, является одним из его наиболее ярких лирических произведений того времени. В нём Есенин пытается осмыслить происходящие вокруг него события. Политическая проблематика даётся здесь в лирической тональности. Поэт не углубляется в события, он просто объясняет личное восприятие, своё эмоциональное отношение к ним:
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом мёда и роз.
Так тихо и лирично начинает свою исповедь читателю поэт. Строки несут светлое ощущение тишины и спокойствия. Первые слова звучат как напевная мелодия, рисующая образ родной земли. Они придают стихотворению символическое наполнение. «Несказанное» ассоциируется в моей душе с чем-то бессловесным, воздушным, таинственным. «Синее» символизирует возвышенное, божественное содержание понятия «родина». Третье прилагательное — «нежное» — характеризует образ русской земли с эмоциональной стороны. Мягкость слова гармонично сочетается с внутренним настроем самого поэта. Однако надо отметить, что в целом стихотворение окрашено грустью. Жизненные бури и грозы унесли за собой молодую бойкость и уверенное удальство:
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло не кляну.
Эти строки отражают идейную основу стихотворения. Ведущий мотив, заложенный в произведении — приятие жизни. Поэт не проклинает противоречия, которые породила революция 1917 года. Неслучайно в своей автобиографии Есенин скажет, что принял революцию, но по-особенному, с крестьянским уклоном. Изменения, произошедшие в русской деревне, не могли оставить равнодушным поэта «голубой Руси». Революционные события видятся ему «оголтелой» тройкой коней, прокатившейся «во всю страну». Такая метафоричность напомнила мне гоголевскую тройку, несущуюся в никуда. Но два образа имеют важное отличие. Для Гоголя тройка символизирует движение России, в то время как есенинский образ воплощает собой недавние революционные события, произошедшие в семнадцатом году:
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно как падает лист.
Тишина начальных строк стихотворения резко сменяется шумом «оголтелой тройки». Но уже через пару строк в произведении воцаряется торжественная тишина. Поэт указывает нам на стихийную дьявольскую природу революции. «Дьявольский свист» противопоставлен в следующей строке «лесной обители», храму природы и гармонии. Здесь коротким штрихом проявляется мифопоэ-тическое художественное сознание, характерное для Есенина в дореволюционный период творчества.
Тишина после бури настолько пронзительна, что мы можем услышать, как падает лист. Следующая строфа передаёт разговор поэта со своей душой. Спокойствие, царящее в мире, позволяет Есенину оглянуться назад и попытаться осмыслить произошедшее:
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Все пережитое поэтом и его страной осталось в прошлом. Он объединяет свою судьбу с судьбой России, личное с общественным. Он размышляет о недавних событиях, но не клянет обидчиков. Его душа готова принять мир таким, каким он был и сеть:
Разберёмся во всём, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Предпоследняя строфа содержит главную идею стихотворения. Поэт стоит на позиции приятия действительности. Однако в этих строках выявляется и то внутренне противоречие, гнетущее его. Взгляд Есенина обращается в прошлое. Только сейчас он начинает осознавать, что упущена юность. Там, молодой и свободный, он мог «требовать» от жизни большего. В настоящем же поэт может лишь принять её и простить:
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Последние строки стихотворения, на мой взгляд, самые выразительные. В них поэт вложил всю свою душу. Он проводит интересную параллель между молодым дубом и собой:
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Этим метафорическим сравнением поэт рисует свою судьбу. Жизнь сломала его, «согнула», как молодое деревце. Образ молодого дуба символизирует загубленную революцией и последующими событиями силу молодого талантливого поэта. Внутренний потенциал, заложенный в нём от природы, на смог доконца раскрыться, его убила страшная реальность. Последние слова поэта, обращённые к своей молодости, полны горечи и страдания:
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!