Вы находитесь: Главная страница> Есенин Сергей> Стихотворение С. А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Сочинение на тему «Стихотворение С. А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…»»

Даже если мы прочитаем только первую строку стихотворения, она мгновенно нарисует в нашем сознании образ удивительно талантливого и яркого поэта «крестьянской избы», С. Есенина. Связывая свой художественный мир с деревенской жизнью, поэт на протяжении всего творчества одно из центральных мест своей поэзии отводит природе, соединившейся в его понимании, с родным домом, рязанской землей.

Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями…» написано в 1924 году. Оно отражает лирические размышления поэта о родине, покинутой им однажды. Главная идея стихотворения содержится уже в его первой строфе:

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

В центре стихотворения находится лирическое «Я» самого поэта. Есенин воплощает в стихотворных строках своеобразную исповедь человека родному дому, его признание в вечной памяти и любви её манящей силы. Стихотворение проникнуто глубоким лиризмом в описании мира юных лет поэта. Его слова окрашены чувством элегической грусти, тем самым, вводят читателя в атмосферу затаённой печали и тоски:

До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Несмотря на годы, разделяющие поэта с его светлой и счастливой порой юности, он не забыл красоту и очарование родной природы.

Третья строфа является идейной кульминацией стихотворения. В ней раскрыт весь душевный мир поэта, сильно изменившийся и одновременно сохранивший прежние черты. Годы погасили в поэте способность восхищаться окружающей действительностью. Теперь он не хочет «пропасть» в деревенской глубинке. Однако особая нежность его «русской души» не исчезла, именно она теребит сердце поэта при мысли о покинутой малой родине:

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Следующие строки — это живописная, но несколько грустная картина природы. Её образы навевают в стихотворении элегическое настроение. В них создаётся мир тихой грусти, основанный на мелодической, напевной интонации. Поэт вспоминает в блёклых, суровых тонах природу «северных бедных небес». Но красота не сводится для поэта к яркости красок. Он ощущает душевную красоту, родственную близость с неприглядной, на сторонний взгляд, природой:

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

В этих строках неосознанно видится параллель между образами журавлей, улетающих с родных полей, и поэтом, покинувшим любимую родину. Он так же, как те птицы, не видел «сытных хлебов», поэтому был вынужден уйти. Всё, что зовет поэта обратно, — это нежная, тихая красота природы:

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый..

Стихотворение Есенина замечательно тем, что поэт не боится раскрыть сложное противоречивое чувство, затронуть тайные стороны своей души. С одной стороны, он хочет разлюбить землю своей молодости, пытается «научиться» забыть её. Но всё равно родина остаётся мила поэту и вносит в сердце печальную радость воспоминаний:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Эмоциональное обращение поэта к своей родине становится его откровенным признанием в вечной любви. Завершающая строфа стихотворения вторит словам первой. Благодаря такому приёму, произведение имеет кольцевую композицию, отчего обретает смысловую завершенность, идейную законченность.

Оглянувшись в прошлое, поэт вновь говорит о памяти, которую не смогут стереть годы разлуки:

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

В последних строках поэт снова обращается к центральному образу стихотворения — образу дома. Он нарисован Есениным вместе с одним из его атрибутов. Ёмкость выражения в сочетании с цветовой символикой создают неповторимый образ «деревенской избёнки». Значение синего, голубого цвета в творчестве поэта велико. Синий для Есенина — это не только вечный дополнительный, но и доминирующий цвет. Он устанавливает перекличку с другими оттенками. Поэт считал, что и в самом имени Россия спрятано что-то синее. Он так и говорил Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово. …И «роса», и «сила», и «синее» что-то!». По народной традиции синий (голубой) считался цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественное». В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями» этот цвет несёт на себе большую смысловую нагрузку. Интересно, что Есенин раскрашивает ставни не яркой синей краской, а использует более мягкий, приглушённый, расплывчатый тон — голубой. На выбор основного цвета стихотворения повлияла общая эмоциональная настроенность стихотворения. Чувство грусти, осенней неуютности создают выражения «серенький ситец», «северные бедные облака», «седые журавли». Такая тональность в сочетании с глубоким чувством привязанности поэта к родной земле делает необходимым использование полупрозрачной, неяркой краски.

«Низкий дом с голубыми ставнями» символизирует собой тот родимый край, ту «голубую Русь», которую потерял поэт, однажды покинув её. Искренность и глубина переживания лежат в основе этого стихотворения. Наверное, поэтому оно завораживает читателя и погружает его в противоречивый и этим прекрасный мир есенинской души.