Вы находитесь: Главная страница> Есенин Сергей> Стихотворение С.А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение С.А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Поэзия и природа у С. Есенина — как два взаимоотражающихся зеркала, два опрокинутых друг в друга мира. Всё, что живёт, дышит, цветёт — это живая душа, способная дать человеку покой и внутреннюю гармонию. Образы природы у поэта воплощают его мировосприятие, настроение, самочувствие.
Анализ стихотворения « О красном вечере задумалась дорога…» позволит нам проникнуть в поэтический мир Есенина, столь цветной и разнообразный. В первых строках этого лирического произведения обращает на себя внимание одухотворенность мира. Основной художественный приём, который использует поэт, — персонификация как совокупность различных олицетворений. В стихотворении оживлено всё живое, овеществлено всё абстрактное. Природа здесь живёт, она находится в движении.
Такое восприятие окружающего мира, одушевлённого, преображающегося, движущегося, поэт почерпнул в народных сказках и поверьях:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Вся система образов стихотворения зиждется на этом чувстве движения и превращений, совершающихся в мире, на чувстве единства человека с природой, со всем живым на земле. Однако в стихотворении есть «кто-то», кого уже нет в этой гармонии чувств. Кажется, будто поэт говорит о человеке, покинувшем яркий самобытный мир русской деревни и природы, но слившемся с ней.
Сколько красоты и богатства таится в глубоко человечном стихотворении! Удивительна способность поэта раскрывать читателю одну страницу жизни природы за другой, заряжать его искренним чувством любви к родине. Постепенно, не торопясь автор разворачивает перед нами один образ за другим, и они складываются в нашем сознании в единый образ родной земли: рябина, изба-старуха, осенний холод, желтоволосый отрок, «зелёная зола из розовой печи»… Как талантливый художник, пишет поэт один пейзажный набросок за другим. Только для картины он берёт не краски, а художественное слово:
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щерблёный лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Будто случайно разбросаны разноцветные пятна на ткани стихотворного полотна. Слово обозначено определённым цветом и соответственно эмоциональным оттенком. Произведение рисует красный вечер, «синь стекла», белую дорогу. Цвет у Есенина изменяется — течёт, струится, движется в зависимости от характера освещения.
Первая строфа стихотворения красная, горяще-красная. Огненный цвет заката, который подразумевается под словосочетанием «красный вечер», в первой строке произведения переходит в следующей строке в ярко-красные «кусты рябины».
Тональность во второй строфе несколько меняется, и вслед за ней движется цвет. Теперь он жёлтый. Вечер как будто медленно погасает, мглою «крадётся» осенний холод. Но свет до конца ещё не исчез:
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Третья строфа — это третья «фаза» заката: свет заходящего солнца уже так слаб, что освещённая им печь всего лишь розовая. Но Есенин и её заставляет гореть— «сверкать», написав золу «зелёной» краской. Однако это уже последнее цветовое усилие, в следующей строфе «золото травы» гасится тусклостью «щерблёного листа». В последних строках хмарь становится настолько густой, что цвет, прочертив, перед тем, как погаснуть, узор белой дороги по дну скользкого рва, уступает своё «коренное» место звуку. Внезапно наступившая темнота делает нас на какой-то момент времени слепыми, настолько изощряет звук, что в «тягучем вздохе» совы мы слышим ещё и призвук «тощего звона».
Необычным является то, что поэт на протяжении всего стихотворения пользуется основным, изначально выбранным художественным тропом — метафорой. Каждый образ представлен метафорически:
Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору…
Есенинский пейзаж не только очень свеж и ярок, он ещё и «пахнущ» и «звучащ». Запахи и звуки в стихотворении так же вещественны, как и краски:
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Многогранность осеннего вечера раскрывается поэтом необычайно лирично и выразительно. Словно волшебная чарующая сказка, предстаёт перед нами это стихотворение. В центре поэтического пространства произведения — изба с незамысловатыми крестьянскими атрибутами: с порогом, «овсяным двором», поветью, хлевом. В образе «избы-старухи», изображённом на фоне догорающего вечера, чувствуется тихая грусть. Поэт, покинувший родной дом, теперь со стороны смотрит на него. Ощущение старости, жизненного заката таится в каждой строке стихотворения:
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Природа и дом хранят в себе воспоминания о человеке, покинувшем их. С того времени прошло немало лет. Теперь для поэта родина соединена ещё с одним образом, лишь одним штрихом обозначенным в стихотворении, — образом дороги:
Всё гуще хмарь, в хлеву покой и дрёма,
Дорога белая узорит скользкий ров…
Образ пути, возникший в произведении, важен для восприятия творчества Есенина в целом. Этот образ многозначен: деревенская дорога, уводящая поэта всё дальше и дальше от родной земли, жизненный путь человека, страны. Чувством скорого расставания поэта с миром близким, дорогим сердцу, ощущением потери чего- то драгоценного и важного проникнуто стихотворение «О красном вечере задумалась дорога».