Есенин — один из тех русских поэтов, в чьем творчестве с наибольшей глубиной отразились национальный характер, особенности восприятия мира простыми людьми, органичные связи с историческим прошлым страны, ее устным поэтическим творчеством.
О своем месте в русской поэзии Есенин задумывался неоднократно, пытаясь понять и как можно более точно проследить свое родословное древо. Писал он об этом в своей статье «Ключи Марии», упоминал в поэмах и стихах.
Одним из таких стихотворений является стихотворение «О Русь, взмахни крылами».
Это произведение поэт читал на открытии памятника поэту Алексею Кольцову, имя которого упоминается во второй строфе. В произведении названы и другие имена: поэт религиозной и крестьянской ориентации Н. Клюев и А. Чапыгин, создатель исторических романов о крестьянском движении. Упоминает поэт и себя в этом ряду. Дело в том, что в переломную эпоху начала XX века в обществе было много споров о дальнейших путях развития России. Есенин связывал идеальное общественное устройство с патриархальным крестьянским укладом, поэтому и в лирике был приверженцем новокрестьянского направления.
Говоря о Н. Клюеве, С. Есенин указывает на тесную связь этого лирика с культурой русского Севера («от Вытегры до Шуи он избродил весь край»), А Север — богатейший кладезь национальных обычаев и традиций, край уникальных старинных памятников архитектуры, не погубленных татаро-монгольским нашествием. Кроме того, в этих краях было сильно влияние старообрядчества (движения, образовавшегося после раскола русской церкви в XVII веке).
Глубоко уважая Н. Клюева в жизни, считая его мировоззренчески близким автором, С. Есенин позже не удержался от язвительной эпиграммы по поводу его тяжеловатого, насыщенного диалектизмами и архаизмами стиля:
И Клюев, ладожский дьячок,
Его стихи как телогрейка,
Но я их вслух вчера прочел —
И в клетке сдохла канарейка.
Это говорит о критичном отношении Есенина к своим собратьям по перу. Указывая на свою мировоззренческую общность с Н. Клюевым, С. Есенин в то же время не идеализировал его, упрекая в том, что тот, увлекшись старообрядчеством, не видит и не хочет видеть современной жизни Руси.
В стихотворении «О Русь, взмахни крылами…» наиболее полно выразились есенинские взгляды на назначение поэта и поэзии.
Центральным образом, который передает особенности понимания Есениным этой темы, является дорога, символизирующая выбор исторического и творческого пути. Рисуя бескрайние просторы родной земли, автор подчеркивает необходимость широты горизонтов для свободного полета творчества, утверждает, что подлинная поэзия должна быть тематически масштабной. В основе есенинского отношения к славе лежит не эгоистическое стремление выделиться, прослыть известным, а попытка сказать свое слово в истории и сделать это слово услышанным.
Тем не менее в произведении затрагивается и проблема славы, известности. Если к приходу А. Кольцова «вызвездило небо пастушеский рожок», а Н. Клюев «весь в резьбе молвы», то лирический герой еще не изведал славы во всей своей полноте. Пока он лишь идет, «тропу тая», ведет «тайный спор». Сподвижники по перу, идущие за ним, тоже пока «незримы», но их уже «целый рой» и «далеко по селам звенит их бойкий стих».
Есенин подчеркивает органичность создаваемых им и его единомышленниками образов, близость к природе («из трав мы вяжем книги»). Поэтическая новизнаже видится ему в оптимистическом пафосе грядущей литературы:
Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь —
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.
Уж повела крылами
Ее немая крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
В образной форме поэт подчеркивает, что критический пафос, долгое время господствующий в передовой литературе XIX века, необходимо сменить, обновив при этом проблематику произведений.
Подобную точку зрения высказали в то время многие поэты, захваченные романтикой революционных социальных и творческих преобразований (А. Блок, В. Маяковский). Они восторженно приняли и приветствовали революцию, но при этом каждый понимал ее по-своему.
В стихотворении явно прослеживаются религиозно- христианские мотивы. Упоминается монастырство, главный православный праздник Пасха. Тем не менее у Есенина ощущается двойственное отношение к религии. С одной стороны — приверженность вере отцов, с другой — богоборческие мотивы. Это можно объяснить тем, что литература новой эпохи во многом заняла богоборческую позицию, поэзия революционного времени была такая же бунтарская и противоречивая, как само породившее ее время:
Сшибаю камнем месяц
И на немую дрожь
Бросаю, в небо свесясь,
Из голенища нож.
В стихотворении видны и фольклорные традиции, используются характерные, например, для русских сказок элементы древнерусской лексики («уста»), гиперболы («несчетны склоны гор»),
О глубинном восприятии фольклорной традиции свидетельствует и подчеркнутое внимание к образам природного мира (ветру, месяцу, траве, звездам). Центральный образ (образ Руси) — создан по принципу уподобления родной страны гигантской птице. Птица и ее полет традиционно соотносятся со значением мечты, высокой идеи. «О Русь, взмахни крылами» — это своеобразный призыв освободиться от оков, воспарить в свободном полете творческих планов, души и фантазии.
Итак, стихотворение «О Русь, взмахни крылами» является одним из центральных в творчестве Есенина для раскрытия темы предназначения поэта и поэзии. Прослеживая свои поэтические «родственные» связи, Есенин пытается понять смысл поэтического творчества, осознать место поэта среди людей. Одновременно данное произведение является развернутым размышлением о судьбах родной страны, о ее будущем.
Народность поэзии Есенина, ее глубоко народный ха рактер, высочайший гуманизм сделали его одним из са мых любимых русских поэтов.