Вы находитесь: Главная страница> Есенин Сергей> Стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…» (восприятие, истолкование, оценка)»

С. А. Есенин — один из самых любимых и читаемых в России поэтов. Его творчество поистине народно. Вобрав в себя огромное фольклорное поэтическое наследие, а также достижения таких знаменитых предшественников, как А. Кольцов, Н. Некрасов, И. Суриков, оно смогло раскрыть новые глубины русской души, показать красоту гармоничного сосуществования с природой, изобразить тот диссонанс, который несут с собой необдуманные, неосторожные действия человека.
С особой силой это отобразилось в есенинской пейзажной лирике. Одним из ярких примеров является стихотворение «Отговорила роща золотая…». Оно относится к позднему периоду творческой деятельности Есенина. Это определяет и тональность, с которой поэт смотрит на окружающую его природу. В стихотворении уже нет тех эпитетов и метафор, конкретно связанных с религиозной тематикой, которые были столь широко распространены в ранней лирике поэта.
Находясь на лоне природы, лирический герой стихотворения предается философским раздумиям и воспоминаниям. Он говорит о своей юности, о том времени, когда радость была непосредственной и искренней, когда юные силы били через край, когда мировосприятие еще не было омрачено жизненным опытом.
Повествуя о себе, герой в то же время как бы говорит о березовой роще. Возникает параллелизм: ставя два описания рядом, поэт тем самым предлагает читателю их сравнить и установить определенное сходство. Природа в произведении одухотворена, эмоционально наполнена.
По общему тону и отношению к минувшей юности стихотворение во многом созвучно пушкинским произведениям. Однако есть между Пушкиным и Есениным в этом отношении весьма важное различие. Пушкин в плане идей генетически восходит к европейской культуре, его гуманизм — это гуманизм человека Возрождения. Есенин же ведет свою родословную от древней русской культуры, от устного творчества, причем уходящего своими корнями в дохристианскую эпоху Это гуманизм исконный, народный, идущий в большей степени не от ума, а от сердца. Тем не менее в своем гуманном отношении к миру и людям эти два поэта во многом сходятся.
Подобно Пушкину, Есенин не сетует, не восстает против законов природы.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Человек — часть природы. Ему так же, как траве или деревьям, суждено родиться, возмужать и отцвести. В качестве символа наступившей осени и преддверия грядущей зимы в стихотворении присутствует образ «рябины красной». Она красива и внешне напоминает огонь, однако поэт пишет:
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Неумолимый ход времени и законы природы ничто не может поколебать. Но каждое время года имеет свою прелесть.
В стихотворении присутствует еще два особо значимых для Есенина образа. Это образ дома и связанный с ним образ журавлей.
Образ дома в стихотворении наполнен широким философским смыслом. Дом воспринимается не как конкретное жилище, а как весь белый свет:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
Примечательно, что в стихах Есенина дом — это всегда дом исключительно деревянный, деревенский. Поклонение дереву характерно для язычества — исконной религии Древней Руси (о важности этого образа для своего творчества Есенин подробно писал в статье «Ключи Марии»),
Журавли—другой символический образ, часто используемый Есениным. Улетающие и прилетающие стаи журавлей всегда привлекали внимание людей. Осенью птицы покидали свой дом, но весной обязательно возвращались обратно. Это истолковывалось как привязанность к родным местам, своего рода любовь к родине. В древности также считалось, что птицы приносят счастье и что после смерти душа переселяется в птицу.
В подобном образном ряду оказывается, что единственная ценность у человека в этом мире (где он «только прохожий») — дом, его родина.
Улетающие журавли, упавшие листья, гроздья рябины — весь образный ряд стихотворения создает элегическое настроение, созвучное размышлениям о скоротечности человеческой жизни, непредсказуемой судьбе поэта.
В произведении представлен широчайший спектр изобразительных средств. Автор использует олицетворения («отговорила роща золотая березовым, веселым языком»; «о всех ушедших грезит конопляник»), метафоры («в саду горит костер рябины красной»), эпитеты (равнина голая, юность веселая). Пользуется Есенин такими фигурами речи, как риторический вопрос («Кого жалеть?»), анафорический повтор («не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»).
Итак, в стихотворении «Отговорила роща золотая…» отразились не только особенности пейзажной лирики Есенина, но и его глубокие размышления о смысле жизни, о месте человека на земле. Поэт принимает мир таким, каков он есть, с неизбежной чередой утрат и разочарований. Глубокий гуманизм поэта, с одной стороны, восходит к древнерусской поэтической традиции, а с другой, перекликается с творчеством великих предшественников (Пушкин).
Творчество Есенина явилось одним из важнейших этапов в развитии русской поэзии, стало ярчайшим явлением всей литературы XX века.