Вы находитесь: Главная страница> Есенин Сергей> Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Для всего творчества С. Есенина характерно обостренное чувство единения со своей страной, с ее историей, с теми истоками, из которых черпает вдохновение любой настоящий поэт.
Со временем, на протяжении творческого пути, восприятие Есениным своей страны менялось. Это не удивительно — неузнаваемо изменялась сама страна. Сразу вслед за революцией начался стремительный рост промышленности, рост городов. Патриархальная, древняя Русь начала уходить в прошлое, на смену ей шла совершенно иная страна. Однако отношение поэта к происходящему было двойственное. С одной стороны — это безграничная любовь, а с другой — резкое неприятие вечной неустроенности, отсталости, отсутствия определенности.
Именно эта двойственность отразилась в таких стихотворениях, как «О, Русь! Взмахни крылами!..», «Неуютная жидкая лунность» и других.
Однако затем в творчестве Есенина наступает перелом. Он как бы делает свой выбор:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Так напишет он в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…», которое явилось значительным этапом в его творческих поисках.
Двойственность, безусловно, присутствует в стихотворении, но уже в существенно ином виде. Есенин не отвергает будущего страны, он не утратил веру в ее великое предназначение, его лишь не устраивают методы, которыми осуществляется «железная поступь» нового века. За порывами безудержного стремления к новаторству «новые люди» слишком часто забывают о корнях, об истоках, о традициях. Есенин всегда осторожно относился к новомодным переменам. Он и раньше не пытался выпячивать противоречия в своих взглядах, но и замалчивать их не мог и не хотел. Жизнь на Руси никогда не отличалась простотой и успокоенностью. В этой жизни всегда много горя, скорби, несчастий, впрочем, как и радости, веселья, творчества. Россия — страна противоречий, страна бурлящих страстей, вечного поиска пути к Богу.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Стихотворение строится на противопоставлении. Патриархальная деревня есенинского детства противопоставлена в нем уверенным и неизбежным шагам слепого технического прогресса. Однако «нови» противопоставляется не только извечный жизненный уклад деревни, но и сама русская природа. Мир «золотой бревенчатой избы» — это тот тип человеческого бытия, который находится в гармонии с природой, прочно слит с ним. «Новь» же отвергает этот уклад, соответственно — отвергает гармонию, природу, саму основу жизни. Стихотворение говорит о том, что прогресс несет в себе не только созидательное, но и негативное, разрушительное начало.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Яркая, запоминающаяся строка «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы» вызывает в сознании читателя также тему противопоставления города и деревни, характерную не только для творчества С. Есенина, но и для всего направления так называемой «новокрестьянской поэзии», к которому, помимо Есенина, принято относить Н. Клюева, С. Клычкова, А. Ширяевца и ряд других поэтов.
«Я последний поэт деревни», — напишет Есенин в другом своем стихотворении. В этом категоричном заявлении звучит глубокое осознание важности своей миссии как своеобразного долга не только перед земляками, но и перед всеми людьми.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
Стихотворение насыщено яркими образами-символами. Так в произведении противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи). Ковыль — типичный образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь — образ, навевающий тоску. Журавли символизируют разлуку. Эпитет «золотой» по отношению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада.
Итак, стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» знаменует собой важный этап в освоении Есениным темы родины. В нем он преодолевает двойственность своего мировосприятия, характерную для более ранних произведений. Поэт возвышает свой голос против бесчеловечного прогресса, против железной «нови», опрокидывающей многовековой жизненный уклад русской деревни, разрушающей гармонию человека с окружающим миром.
Творчество Есенина оказало колоссальное влияние на русскую поэзию. Его гуманизм, необыкновенно чуткое восприятие природы, трепетное отношение к народной традиции явились тем источником, из которого черпало вдохновение не одно поколение русских поэтов.