Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Идиот», часть I, глава 9)

Сочинение на тему «Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Идиот», часть I, глава 9)»

Ф. М. Достоевский — один из самых великих и одновременно сложных русских писателей. Изоб­ражая своих героев, он проникал в самые потаен­ные уголки человеческой души, вскрывал те мысли и стремления, в которых обыкновенно и сам чело­век не отдает себе отчета.
Одним из главных произведений Достоевско­го является роман «Идиот».
В основу этого романа положена попытка изоб­разить тип человека, достигшего полного нрав­ственного и духовного равновесия.
Главным героем произведения является князь Мышкин. Доброта, готовность откликнуться на любую просьбу привлекают к нему людей. Однако эти же черты поражают окружающих, так как резко контрастируют с общим ходом реальной жизни. Появление такого человека становится у Достоевс­кого оценочным для современного мира, который оказывается слишком далек от идеала. Одной из тех, кто оказывается способен понять то доброе, что несет в мир князь, откликнуться на его крот­кую любовь к миру, оказывается Настасья Филип­повна. В ее характере много резкого, противоречи­вого. В ней сочетаются оскорбленная гордость и жажда любви. Раскрытию этого образа в романе уделяется самое пристальное внимание.
Одним из самых напряженных моментов, до пре­дела обостряющих противоречивость характера геро­ини, является сцена сжигания денег в главе 9 части I. В ней во всей полноте проявился принцип, отстаива­емый Достоевским и состоящий в том, что душа че­ловека — это поле непрерывной битвы между своево­лием и христианской любовью к ближнему.
Первое знакомство с Настасьей Филипповной происходит «заочно»: о ней князю рассказывает в поезде Парфен Рогожин. В доме Иволгиных Мыш­кин видит портрет «гордой красавицы», и лицо на нем поражает князя. Как он объясняет окружаю­щим, в этом лице «много страдания». Однако вме­сте с тем он замечает и то, что «это лицо ужасно гордое». Эксцентричный визит к Гане, когда На­стасья Филипповна показывает себя «вовсе не та­кой, какая она есть на самом деле», усиливает про­тиворечивые чувства читателя.
Со временем нам становятся известны и некото­рые подробности прошлой жизни Настасьи Филип­повны. В семилетнем возрасте героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Топко­го, который, когда ей минуло шестнадцать лет, сде­лал ее своей любовницей. Переехав в Петербург, роб­кая и задумчивая девочка превращается в ослепитель­ную красавицу, в «необыкновенное и неожиданное существо», одержимое гордостью, мстительностью и ненавистью к своему «благодетелю».
Она до глубины души презирает «сильных мира сего», одержимых жаждой власти, наживы, развлече­ний и удовольствий. Она видит, насколько уродливы и мелки их души, недаром в одну из своих встреч с князем она говорит ему: «Впервые человека вижу». Однако видит она и то, что в таком мире ценятся не душевные качества, не милосердие и сострадание к слабым, а напротив, умение слабого унизить, обо­брать, любыми способами добыть себе власть и бо­гатство. Не случайно «гордую красавицу» постоянно пытаются продать или купить. Рогожин хочет купить ее любовь за сто тысяч, Гане предлагают за то, что он женится на Настасье Филипповне, семьдесят пять.
Униженная гордость героини восстает, и она разом порывает со своим окружением — отказы­ваясь и от унизительных для нее условий замуже­ства, и от денег. Именно для этого она устраивает у себя дома званый вечер.
Собравшиеся, по предложению Фердыщенко, играют в своеобразную «игру» — каждый из при­сутствующих рассказывает о «самом дурном поступ­ке в его жизни». Однако ни Епанчин, ни Тоцкий, со свойственным им лицемерием, не рассказывают ничего их компрометирующего. В разгар вечера незваным появляется Мышкин, и когда очередь рассказывать доходит до Настасьи Филипповны, она обращается к князю и спрашивает его, выхо­дить ей за присутствующего здесь же Ганю или нет. Князь отвечает «нет». Но «освобождение» героини на этом только начинается.
Видя и понимая все это, Мышкин бросается ее «спасать» — он предлагаетей свою руку. Настасья Фи­липповна, к которой впервые за ее жизнь отнес­лись по-человечески, инстинктивно тянется к князю, но все та же гордость не позволяетей принятьего пред­ложение. Жалость унижает человека гордого. Ей ли, наложнице Тоцкого, мечтать о счастье с князем? Ей ли, «рогожинской», быть княгиней? Да и разве может она «младенца такого сгубить»? Мышкин думает, что словами вроде «вы не виноваты» сможет разбить око­вы опутавшего ее зла. Но Настасья Филипповна, со­знавая свое падение, жаждет искупления греха, а вов­се не уверений в собственной безгрешности.
Но вместе с тем, сознавая свою «подлость», она понимает и то, что окружающие ее люди еще более подлы. В особенности Ганя, который за семьдесят пять тысяч, предложенных Тоцким, готов был взять ее в жены. Она соглашается ехать с Рогожиным, а те сто тысяч, которые он принес, чтобы купить ее лю­бовь, бросает в огонь. После этого ставит условие Гане — если он голыми руками вытащит из камина ее деньги, то сможет взять их себе. После чудовищ­ной борьбы, которая происходит в душе Гани, он отка­зывается и пытается уйти, но падает в обморок. В награду за то, что он оказался не таким подлецом, как она полагала, Настасья Филипповна всю пачку денег (которую достал и из камина) оставляет Гане.
Итак, в сцене сжигания денег из 9 главы тома 1, как и во всем образе Настасьи Филипповны, нашли свое отражение характерные для творчества Досто­евского идеи. В первую очередь это представление о человеке, какосредоточиидвух разных начал — свет­лого и темного, желания «по своей воле пожить» и жертвенной, христианской любви к людям. Другая идея — невозможность осуществления идеала в ре­альной жизни, несовместимость христианских за­поведей с противоречивой и склонной к саморазру­шению личностью современного человека. Христи­анская идея «вселюбви» утверждается Достоевским как некий всеобщий ориентир, направление движе­ния, то, к чему следует стремиться, несмотря на его недостижимость. Ведь, по Достоевскому, каждый че­ловек заслуживает понимания и сострадания, так как каждое, пусть даже самое падшее, существо есть об­раз Божий.