Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Сущность теории Раскольникова, ее античеловечность

Сочинение на тему «Сущность теории Раскольникова, ее античеловечность»

Мы все глядим в НаполеБны;
Двуногих тварей миллионы,
Для нас орудие одно…
А. С. Пушкин

Неубий.
Заповедь Христа

Цель, для которой требуются
неправые средства, не есть правая цель.
К.Маркс

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это повествование
о том, «как долго и трудно сомневалась, колебалась,
билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром
и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце ее наступает
признание совести, истины, очищение и обновление человека».
Сам Достоевский был верующим человеком. И для него, как человека
глубоко религиозного, тема поиска истины не просто не случайна,
а характерна.
На страницах романа автор подробно исследует каузистику Родиона
Раскольникова. Эта теория изучалась уже давно. Взаимосвязь
между целью и средствами — старая, всем известная теория.
По теории Раскольникова, все люди делятся на два разряда. Одни,
люди «обыкновенные», обязаны жить в смирении, повиновении
и послушании, они не имеют права переступать юридические законы, потому
что они обыкновенные. Это «твари дрожащие», «материал», «не
люди», как называет их Раскольников. Другие же — «необыкновенные» —
имеют право переступать закон, совершать всякие злодеяние, бесчинства,
преступления именно потому, что они необыкновенные. Раскольников
говорит о них как о «собственно людях», «наполеонах», «двигателях
истории человечества». Раскольников считает, что низший разряд
существует для того, чтобы производить «себе подобных». А «сверх-
человеки» — это люди, имеющие «дар или талант», которые могут
сказать в своей среде новое слово. «Первый разряд — господин настоящего,
а второй — господин будущего», — говорит Раскольников.
Раскольников доказывает, что «необыкновенные люди» могут и должны
«переступать законы», но только ради идеи, «спасительной для
человечества». Разумеется, создавая свою теорию, себя Раскольников
причислял заочно к «людям». Но ему нужно проверить это на практике.
Тут и «подворачивается» старуха-процентщица. И на ней он
хочет проверить свой расчет, свою теорию: «Одна смерть и сто жизней
взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих
весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как
жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».
Итак, не обладая необходимым материальным состоянием, он решает
убить ростовщицу и получить таким образом средства для достижения
своей цели. Что же это за железная, ничем не опровержимая
логика, в которой жизнь человека — лишь материал для экспериментов?
Но согласно теории героя романа, он имеет право «переступить»,
если исполнение его идеи (спасительной, возможно, для человечества)
потребует этого.
И Раскольников вначале (до преступления) искренне верит, что
преступление его будет совершено «во имя спасения человечества».
Потом он признается: «Свобода и власть, а главное власть! Над всей
дрожащей тварью, над всем муравейником! Вот цель!..» Но впоследствии
он объясняет Соне: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого
и убил». Он жаждал попасть в число тех, кому «все позволено»: «кто
много посмеет, тот у них и прав». И вот последнее, определяющее
его цель признание: «Не для того я убил, чтобы матери помочь.
Вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться
благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя
убил, для себя одного… Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать,
вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или
не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Значит, результат и средства преступления не совпали с высокими
целями, которые провозглашал он? «Цель оправдывает средства», —
вот казуистика Раскольникова. Но не было у него такой правой цели.
Здесь цель не оправдывает средства, а указывает на неправильность,
негодность таких средств и результатов, как убийство. Теория Родиона
Раскольникова сломалась, рухнула.
Достоевский, конечно, не согласен с философией Раскольникова.
Убеждения Раскольникова и убеждения Достоевского несовместимы,
они противоречат друг другу. По мнению автора, такая вседозволенность
страшна, антигуманна, и поэтому недопустима.
Философские вопросы, над решением которых мучился Родион
Раскольников, занимали умы многих мыслителей, таких, например,
как Наполеон и Ленин. Оба — «двигатели истории человечества».
Честолюбцы, они мнили себя спасителями человечества, один — потенциально,
другой — как реальный освободитель.
Немецкий философ Фридрих Ницше создал теорию «белокурых
бестий», «чистокровных арийцев». «Люди делятся на «господ» и «рабов
», — говорил он, — и господам — «сильным личностям», «сверхчеловекам
» — все дозволено». Следуя такой теории, эти «сверхчеловеки»
вправе не считаться с законом, с моралью, уничтожать и подавлять
всех, кто становится на их пути. Позднее теория Ницше послужила
основой для создания фашистской идеологии, которая принесла
множество несчастий, бедствий всему человечеству.
Поэтому античеловечность теории Раскольникова не вызывает
сомнения. Ясно и очевидно, что никакая цель не может оправдывать
средства, и тем более, «цель, для которой требуются неправые средства,
не есть правая цель».