1. Эволюция психологического портрета.
2. Достоевский как новатор.
3. «Глубина души человеческой” в «Преступление и наказание”.
4. Основные приемы создания психологического портрета.
После того как М. Ю. Ломоносов при создании «Героя нашего времени» впервые применил прием психологического портрета героя, в русской литературе начинается постепенная эволюция изображения психологического состояния человека. Ф. М. Достоевский как никто другой сумел изменить и дополнить этот процесс новыми методами и типажами.
Для этого автора психологический мир персонажа становится ведущим для всего произведения. Он показан в период максимального напряжения, когда все чувства героя обострены до предела. Чаще всего такое напряжение связано с нестандартными жизненными ситуациями, которые позволяют обнажить внутренний мир героя читателю.
У Достоевского в произведении нет ни одной авторской фразы или ремарки, прямо или косвенно не указывающей на помыслы и чувства изображаемого человека. Внутренний мир любого человека для него представляет собой постоянное противоборство доброго и злого начал. Это не столько эволюция героя из одного состояния в другое, сколько наглядное изображение его колебаний от темного к светлому и наоборот.
Главный герой романа писателя «Преступление и наказание» находится именно в этом состоянии эмоционального напряжения. Он разрывается между отрицанием своей мечты и стремлением к ней. Здесь автор демонстрирует не престо переход от одного состояния к другому, а наивысшие точки перехода, две крайности человеческого порыва. В этом переходе и кроется состояние страдания, непрестанно довлеющее над героями: «Так мучил он себя, поддразнивал этими вопросами с каким-то наслаждением. Прежнее мучительно-страшное своеобразное ощущение начинало ярче и живее припоминаться и все приятнее и приятнее становилось».
Достоевскому одному из первых удалось изобразить на страницах своих произведений бездонную глубину души человеческой, неспособность самому человеку до конца осмыслить и понять тайны собственного сердца. Часто встречается изображение автором не действительного, а возможного или желаемого состояния у героя. Это делает описание зыбким и показывает сложность внутреннего мира, которую практически невозможно точно передать словами и терминами. Автор неоднократно повторяет, что есть в душе человеческой такие сокровенные пласты, которые вообще не поддаются словесному описанию. Для Достоевского нехарактерен полный, ясный и сухой анализ. Наоборот, он всегда оставляет за читателем возможность самостоятельно додумать или представить моменты, недосказанные самим автором.
Классический психологический анализ включает описание интерьера или пейзажа, памятного или важного герою. Обычно они наполнены определенными предметами — ключами, символизирующими определенные чувства и ощущения. Времена года также помогают понять точнее героя, потому Достоевский изображает жаркое и душное лето не случайно. Жара и духота буквально убивают Раскольникова. Кроме того, автор изображает ту часть Петербурга, у жителей которой нет возможности и денег выбраться куда-либо, и которым приходится дышать спертым смрадным воздухом. Следователь Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым бросает следующую фразу: «Вам давно уже воздух переменить пора». Именно духота и гнилая атмосфера города толкают героя на преступление. При этом писатель изображает внешние детали, которые могли повлиять на поведение Раскольникова. Это и город, и улица, и коморка, в которой он живет и которая «высасывает жизнь из человека».
Герой романа выходит на улицу чаще всего вечером, поэтому для понимания его характера большое значение имеют описания закатов. Что символично, весеннее, яркое и сияющее солнце светит только в эпилоге романа, когда читатель уже понимает, какие перемены ожидают героя. В прочих же случаях картина заката описывается с величественной, но мрачной точки зрения.
Важна цветопись в романе. Не случайно для описания Петербурга Раскольникова Достоевский выбирает грязно-желтый, «гнойный» цвет. Желтого цвета стены домов, обои в квартире самого Раскольникова, старушки — процентщицы и мебель в доме Пор-фирия Петровича. Соня Мармеладова живет и работает по «желтому билету». Этот оттенок желтого символизирует грязь, власть, человеческие страдания. Оттенок создает особую атмосферу действий героя и его внутренней жизни, болезненной и напряженной.
Важно значение и другого цвета — зеленого. Он символизирует чистоту и обновление как природы (зелень свободной от пыли и гноя города листвы и травы), так и самого героя. Не случайно во время преступления свободные от дурных помыслов идеи Раскольникова окрашены изумрудно-зеленым, зеленый также встречается в эпилоге — это цвет платка Сони Мармеладовой, в котором она приходит на каторгу. Символичны также в основном контексте романа голубой и коричневый. Первый — цвет бога и небес, цвет глаз Сони и добрых устремлений и помыслов. Второй — символ трагедии и надлома. Так, в багровый и коричневый у Достоевского постоянно окрашена вода — словно замутнена кровью.
Особая заслуга Достоевского перед читателем — создание особого мира. Где рамки реального и нереального, внутреннего и внешнего оказываются разрушенными, границы — нечеткими, а сама картина мира становится зыбкой и размытой. Реальность приобретает особенный оттенок бредовых образов, видимых словно сквозь тонкую мерцающую дымку.
Так, мысли главного героя и события, происходящие в действительности изображаются автором с помощью одних и тех же приемов. Читатель погружается полностью в ставшие явью бред и кошмары Раскольникова.
Особая категория сознания героя в произведении — сны. В них эмоции и переживания сновидца становятся реалистичнее, ярче, четче. Тем самым писателю удается добиться ощущения нарастающей тревоги и ужаса, становящейся еще более очевидной во время высвобождения подсознания персонажа. Глаза как зеркало души человека играют здесь свою роль. У каждого героя описание глаз индивидуализировано. Присуще описание взгляда только главным героям и также важно для понимания основного замысла произведения, как и сны. Так, у Сони глаза голубые, у Раскольникова — потрясающие, прекрасные темные глаза, у Дуни они «сверкающие и гордые». В красоте взгляда кроется возможность воскреснуть для героя, очиститься и стать собой. Огромное значение как психологической характеристики имеют монологи и диалоги. Впервые в русской литературе герой сам рассказывает собеседнику и читателю о своих душевных переживаниях. Речь героев становится чрезвычайно выразительной, а авторские ремарки в процессе разговора позволяют точнее передать характер собеседника. Важен и ритм, и строй разговора, и мысли, которые приходят в голову в течение его. Так двойные мысли выделяются автором скобками, используются также паузы и курсив для передачи интонаций и движений голосов персонажей.
Благодаря подобным приемам Достоевский совершил революцию в рамках русской литературы и стал создателем, по сути, нового жанра психологического философского романа.