Вы находитесь: Главная страница> Карамзин Николай> Сюжет повести «Бедная Лиза» (1792)

Сочинение на тему «Сюжет повести «Бедная Лиза» (1792)»

Повесть вызвала огромный интерес читателей и массу подражаний
в литературе конца XVIII — нач. XIX вв.
Бедная крестьянская девушка Лиза рано
осиротела, потеряв отца, и жила в деревне со
своей матерью, очень чувствительной и доброй
старушкой. Лиза наделена в повести одной
важной чертой — умением преданно любить. Они с матерью были очень
бедны. Чтобы содержать себя и мать, Лиза вынуждена много работать.
Весной она ездит в город продавать цветы. В одну из таких поездок
она встретила в городе дворянина Эраста, молодого человека, уставшего
от светской жизни . Эраст влюбляется в непосредственную,
невинную девушку, как ему кажется, по-братски, но вскоре его «братская
» любовь переходит в чувственную. Лиза же, «совершенно ему
отдавшись», думала только о нем. Вскоре она заметила некоторые
перемены в отношении чувств возлюбленного. Эраст же объясняет
свое охлаждение тем, что он озабочен предстоящим своим отъездом
на войну. Но на войне Эраст не столько сражается, сколько играет
в карты, проигрывая значительные суммы. В результате он вынужден
заключить брак с немолодой богатой вдовой. Узнав об этом, Лиза
бросается в пруд и тонет.
Повесть «Бедная Лиза» — произведение
сентиментализма, в котором главным достоинством
является чувствительность.
Лиза. Живет «нежными страстями». Эмоциональность и доверчивость
приводят ее к гибели.
Она-жертва тех процессов, которые происходили в обществе.
В концепции сентиментализма человек природы, чистый сердцем,
внутренне очень богат, но он беззащитен перед городом, воспитывающим
в человеке рассудочность, которая убивает природное естество.
Первым шагом на пути к катастрофе становится маленький обман,
на который решается Лиза по совету Эраста: она ничего не сказала
своей матери о любви к Эрасту, хотя раньше доверяла ей все свои тайны.
Любовь крестьянки и дворянина заканчивается трагически, эта
трагедия угадывается в словах матери в самом начале повести: Ты
еще не знаешь, как злые люди могут обидеть юную девушку. Лизина
судьба — подтверждение этого общего правила.
Эраст. Герой повести, молодой дворянин. Он соблазняет бедную
девушку, а затем бросает ее. Злодей ли он? — Можно было бы ответить
«да», но писатель выстраивает сюжетную линию Эраст — Лиза
таким образом, что ответить «да» невозможно.
Образ Эраста в самом начале повести — это образ светского человека,
который хочет насладиться любовью чистой, невинной девушки.
Если Лиза поддается чарам Эраста и теряет свою невинность, то
Эраст же, напротив, становится более чувствительным и расплачивается
за совершенный им неблаговидный поступок: Эраст был до
конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не смог
утешиться и почитал себя убийцею…
Эраст не коварный соблазнитель, он искренен в своих клятвах, он
и виновник трагедии, и жертва своего пылкого воображения. Он и сам не
ожидал, что охладеет к Лизе после того, как она потеряла невинность.
И автор не решается строго судить своего героя, он (автор) выступает
в повести в роли пересказчика той истории, которую ему поведал
Эраст: Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал
мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке…
Имя Эраст в переводе обозначает «горячо любящий», «влюбленный
», «поклонник», что вполне оправдывает его присутствие в роли
такого героя.
Можно сказать, что с Эраста начинается в русской литературе
череда героев, главными чертами которых являются слабость и неприспособленность
к жизни и в которых зарождаются черты «лишнего
человека» (Евгений Онегин, Германн в «Пиковой даме», Рудин
Тургенева, Обломов Гончарова и др.).
Автор. Рассказчик повести сюжетно вовлечен в историю Лизы
и Эраста и представляется человеком чувствительным, как и положено
в произведении сентиментализма.
Само название повести, в котором есть эпитет «бедная», указывает
на сочувственное отношение автора к героине.
Автор так ведет рассказ, что события в повести воспринимаются
как подлинные. В повести угадываются реальные места: …все чаще
привлекает меня к стенам Си…нова монастыря воспоминание
о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы, — так начинает автор свое
повествование. Угадывается Симонов монастырь, пруд под стенами
которого назывался Лисиным, но после выхода повести Карамзина
был переименован в народе в Лизин и стал местом постоянного
паломничества москвичей.
Судьба повести. Повесть, написанная в XVIII в., стала не только
явлением литературным, но и явлением всенародным. К месту Лизиной
гибели приходили горевать такие же несчастные и влюбленные
девушки, как Лиза.
По свидетельству очевидцев, кора деревьев вокруг пруда была
изрезана разными надписями, среди них были и серьезные, и сатирические.
Например:
В струях сих бедная скончала Лиза дни,
Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни.
Или:
Погибла в струях сих Эрастова невеста,
Топитесь, девушки, в пруду довольно места.
Карамзин и его повесть непременно упоминались при описании
Симонова монастыря в путеводителях по Москве и специальных
книгах и статьях. Но постепенно события повести Карамзина перестали
восприниматься как реальные, и интерес к бедной Лизе угас.
В русской литературе место «Бедной Лизы» определялось прежде
всего именем героини. Пушкин использовал имя Лизы в «Станционном
смотрителе», «Барышне-крестьянке», в «Пиковой даме».
Судьба героинь с именем Лиза решалась в разных вариантах в романах
и повестях Ф. М. Достоевского. Вообще вопрос этого имени достаточно
интересный. В переводе с еврейского Елизавета означает
«почитающая Бога».
Современному читателю сюжет повести, возможно, покажется
неинтересным. Однако известна постановка «Бедной Лизы» в театре-
студии М. Розовского «У Никитских ворот», вызвавшая интерес
у современного зрителя.