А. И. Солженицын является одним из зачинателей целого течения
в русской литературе — «лагерной прозы». Рассказ «Один день
Ивана Денисовича», вышедший в свет в 1959 году, был первым произведением,
в котором правдиво говорилось о сталинских лагерях.
Солженицын создал художественное произведение, основанное на
личном опыте: в последний год Великой Отечественной войны
писатель был арестован по несправедливому обвинению и десять
лет провел в тюрьме, лагерях и ссылках. Рассказ был задуман Солженицыным
еще в заключении. Писатель решил показать один день
заключенного как отражение всей лагерной жизни. Солженицын сознательно
избегает описания крайностей, ужасов, о которых будет
подробно рассказано в его документальной книге «Архипелаг П01АГ».
Герой рассказа называет прошедший день «почти счастливым». Но
если описанный в рассказе день, полный мучительных трудностей,
«счастливый», то страшно подумать, каким же должен быть «несчастливый
» лагерный день!
На первый взгляд жизнь в лагере невыносима. Иван Денисович
просыпается по сигналу подъема в 5 утра. В бараке холод, но это
еще «цветочки» по сравнению с колючим морозом на улице. А ведь
заключенным целый день работать на холоде. Болезни в расчет почти
не берутся. Иван Денисович чувствует недомогание, из-за него
он не сразу поднимается с нар и зарабатывает взыскание от надзирателя.
Но оставаться в санчасти заболевший герой не рискует: «норма» на
больных выполнена, и доктор вместо лечения запросто может отправить
в штрафной изолятор. Постоянный голод мучает почти всех
заключенных: лишь немногим «везунчикам» часто приходят посылки.
Иван Денисович и вовсе не ждет помощи с воли, его жена и так
еле справляется с хозяйством в нищей деревне. Не упустить положенную
пайку, промыслить какое-нибудь дополнительное питание
— одна из главных забот Ивана Денисовича.
Солженицын показывает, что даже в таких нечеловеческих условиях
можно не только выжить, но и не уронить себя. Иван Денисович
накрепко запомнил завет «старого лагерного волка»: погибает
тот, кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит
стучать». Главный герой надеется только на себя, хотя охотно помогает
другим. Во многом поддерживает Ивана Денисовича его крестьянская
«закваска». Главный герой с детства привык честно трудиться.
Он не понимает, как это мужики, судя по письмам жены,
бегут из колхоза и промышляют продажей самодельных «ковров».
Он бы так не смог. Труд для Ивана Денисовича и насущная необходимость,
и удовольствие. Когда бригада занимается кладкой стены,
заключенные словно забывают о своем подневольном положении,
входят в азарт. Иван Денисович даже жалеет, что рабочий день кончился.
Главный герой практичен, сметлив, запаслив. Рискуя попасть
в карцер, он проносит в зону кусок ножовки, чтобы сделать из него
сапожный инструмент. В свободное время Иван Денисович не сидит
без дела, а старается как-то подработать: шить кому-нибудь
рукавицы, постоять для «богатого» заключенного за посылкой.
Главный герой действует не только из корысти. Он обманывает
раздатчика в столовой, добывает для бригады две лишние порции
каши, хотя не уверен, что ему достанется хоть одна. Пожалев неопытного
Цезаря, Иван Денисович спасает его посылку во время
вечерней проверки. Он делится последним с безответным Алешкой-
баптистом. С каждым годом Иван Денисович все больше
«утверждается», то есть укрепляется духовно. Эта способность не
озлобляться, доброжелательно относиться к окружающим роднит
Ивана Денисовича с Платоном Каратаевым из «Войны и мира».
В Иване Денисовиче силен дух коллективизма. Он давно убедился,
что бригада — это семья лагерника. С уважением относится
главный герой к бригадиру Тюрину. В лагере часто приходится хитрить
и изворачиваться, но от бригадира Иван Денисович никогда
ничего не скрывает. В бригаде существует своя иерархия: Тюрин
или Павло могут приказать что-то Ивану Денисовичу, и он беспрекословно
бросится исполнять. Но есть и «ниже его», не за всякую
работу возьмется Иван Данилович. Образование, умение пристроиться,
частые посылки не играют решающей роли в положении заключенного.
Также неважно, какой пост занимал лагерник на воле.
Даже наблюдается «обратная пропорциональность»: бывшие начальники,
как Фетюков и Буйковский, оказываются наименее полезными
членами бригады. Все решают личные качества человека. Молоденький
Гопчик, благодаря энергичности и оптимизму, быстро делает
лагерную «карьеру».
Солженицын первым заговорил в литературе о несправедливости,
надуманности, вздорности обвинений, из-за которых люди оказывались
на десятилетия за колючей проволокой. Иван Денисович сам
подписал признание в шпионаже, потому что это была единственная
возможность выжить. Среди лагерников не принято говорить
о собственной невиновности. Иван Денисович и другие заключенные
не тратят время и душевные силы на напрасные сетования. Они
выдерживают нечеловеческие условия режима, потому что воспринимают
лагеря как всеобщее несчастье, которое надо пережить, по
возможности не опускаясь до «шакальего» состояния. В глубине
души каждого лагерника живет вера в конечную справедливость.
Власть лишила людей свободы, но не смогла заставить их перестать
быть людьми.