Для того чтобы правильно ответить на вопросы, которые невольно возникают при прочтении комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», нужно понимать ее в контексте времени, а он в период написания комедии был таков: во Франции к XVIII веку укрепилась монархия и как другая сторона медали в светской жизни господствовала эстетика классицизма. Россия, подчиня¬ясь ходу времени, брала пример с европейских стран, в частно¬сти с Франции, делая шаг к классицизму в искусстве. В литера¬туре примером тому служит творчество Дениса Ивановича Фонвизина.
По мнению теоретиков классицизма, объективно присущая миру красота должна воссоздаваться в искусстве в совершенном виде, по античным образцам, особенно во внешнем подражании им. Миссия искусства, в свою очередь, заключалась в содействии укреплению монархии. Фонвизин своеобразно, но эффективно способствовал становлению монархии в России, высмеивая в до¬вольно утрированной форме пороки и недостатки, препятству¬ющие развитию сильного государства. В этом плане нельзя не оценить злободневную на тот момент комедию «Недоросль».
Действующие лица, и даже их фамилии, очень однозначны. Фамилии выступают прямыми характеристиками их обладате¬лей. Взять, к примеру, госпожу и господина Простаковых: их фамилия говорит нам о том, что никакой мудрости или остроты мысли у этих людей не найти. Госпоже Простаковой автор до¬бавляет в характер некоторую долю жестокости, глупости, не¬вежества, указывая на ее родство со Скотининым. Сам же Скотинин, брат госпожи Простаковой, до сумасшествия помешан на свиньях, просто души в них не чает. Он даже предлагает Софье быть его женой, обращаясь не к ее человеческим чувствам, а к тому, что у него ей будет хорошо так Же, как и свиньям в их хле¬ву. Несмотря на то что его высказывания довольно безобидны, видно, что они скрывают в себе темные стороны души Скотинина. Фонвизин высмеивает глупость, убожество, сведение по¬требностей до примитивно-утилитарного уровня. Так же чрез¬мерно, как и Скотинин, выражает свою любовь его сестра, сгорающая от любви к своему сынку-недорослю Митрофануш¬ке. Сравнивая и анализируя любовь брата и сестры, понимаешь, ради чего была написана эта комедия и что автор пытался вы¬смеять.
Любовь Простаковой к сыну губит его. Потакая Митрофануш¬ке во всем, она наносит огромный вред его физическому здоро¬вью и умственному развитию, что, как следствие, приводит к его полной душевной глухоте. Например, отказываясь от обучения сына географии, объясняя это тем, что кучер все равно довезет, г-жа Простакова лишает сына минимальных познаний развито¬го человека об окружающей жизни, ограничивает его мир только привычными вещами. Постоянно восхищаясь умом своего Мит¬рофанушки (я думаю, что если бы он не был ее сыном, то все оце¬нивалось бы иначе), Простакова повышает его самооценку и ис¬кажает представление о мире и о себе. Такая однобокая, ущербная любовь губит. По мнению Фонвизина, общество не может суще¬ствовать по-настоящему правильно, если его представители не¬вежественны, грубы, неразвиты, думают только об удовлетворе-
2 100 сочинений
нии низменных желаний, таких как: побольше поесть, послаще поспать, получше одеться. Государство сильно гражданами, про¬возглашающими истинную честь, справедливость, гражданский долг, претворяющими свои принципы в жизнь и укрепляющими таким образом авторитет монархии.
В конце хотелось бы отметить, что Д. И. Фонвизин высмеял общественные пороки немного грубовато специально для того, чтобы читатели смогли увидеть их более четко. Писатель поста¬рался сделать так, чтобы люди не пытались оправдать то, что не поддается оправданию. Комедия актуальна и сейчас, так как эти пороки существуют до сих пор.