План.
I. Любовь к Родине — основа лирики Есенина.
II. Поэтическое наследие Есенина.
1. Война в изображении поэта.
2. «У меня отец — крестьянин, ну а я — крестьянский сын».
3. Отражение переломного периода истории России.
4. Восточные мотивы.
III. Есенин — сын и поэт своей Отчизны.
IV. Бессмертное слово Есенина.
Я люблю Родину,
Я очень люблю Родину.
С. Есенин
К вершинам поэзии поднялся из глубины народной жизни Сергей Есенин. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали страной его детства. Мир народно-поэтических образов, мир русской природы окружал его с первых дней жизни:
Родился я с песнями
В травном одеяле,
Зори меня вешние
В радугу свивали.
И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника — вся красота родного края с годами отлилась в задушевные и светлые строфы. О чем бы ни писал Есенин, даже в
самые тяжелые минуты одиночества светлый образ Родины согревал его душу. Что происходит на родной Руси сегодня, что ожидает ее завтра — мысли эти неотступно тревожат его. «Моя лирика жива одной большой любовью… к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве», — говорил поэт.
Война была для крестьянской Руси непоправимым бедствием. Суров и печален рассказ поэта о Родине в годину военных невзгод. В стихотворении «Русь» он пишет:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
…Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Война для Есенина — страшное бедствие. Всей душой, всем сердцем поэт с народом:
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Будучи сыном своего Отечества, сыном простого народа, поэт выписывает образы дорогих его сердцу крестьян. Здесь и крестьяне, у которых «заглушила засуха засевки, сохнет рожь и не всходят овсы». Здесь и «старый дед, согнувший спину, чистит вытоптанный ток». Здесь и старушка мать, у которой сын воюет в далеком краю. Взор поэта замечает и сиротливые избы деревень, и песчаную дорогу, по которой идут люди в кандалах. Поэтому Есенин — поэт-реалист. Время Есенина — время крутых поворотов в истории России. От Руси патриархальной к России революционной — таков путь, пройденный поэтом.
После февральских событий Есенин пишет:
Слышен волховский звон
И Буслаев разгул,
Закружились под гул
Волхов, Каспий и Дон.
Дыхание революционной грозы коснулось и лирических стихотворений Есенина, полных любви к родине:
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
В это суровое и грозное время сжимается от боли сердце поэта:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Мучительный вопрос встает перед ним: «Куда несет нас рок событий?» Неуемная скорбь о невозвратной старой деревне звучит в стихах:
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
В таких стихах, как «Сорокоуст», «Песнь о хлебе», слышится обжигающая душу тревога за судьбу России. Поэт стремится познать смысл происходящего:
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.
Есенин написал замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы». Хоть и пленительна красота южной природы, но дума о Родине никогда не покидает поэта:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
«Персидские мотивы» показывают чистоту песни любви, которая родилась в сердце поэта.
Есенин был великим художником. Он умел изображать тончайшие переживания души. И в наши дни неувядаема слава его стихов. Стихи его полны любви к своей родине, к своему Отечеству. Ни политический переворот, ни голод, ни жизнь в других странах не смогли убить в Есенине той доброты, любви, уважения к своей родине, которые он стремился передать народу.
Его поэзия глубока и сердечна. А. Толстой писал: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».
Он ушел из жизни в тридцать лет… Поэт погиб, но не погибла душа его. Сила и яркость его стихов говорят об этом. Его стихи не состарятся никогда. Более полувека живет неповторимое есенинское песенное слово и будет жить в будущем.
Поэзия Есенина — символ любви к Родине, неотъемлемая частица народа.