Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
С. Есенин
Чем дальше мы уходим от суетной молвы, слишком взвинченных и во многом односторонних суждений о Есенине его дру- 520 зей и недругов, тем полнее и ярче выступает перед нами огромное дарование поэта, его щедрый и трепетный талант.
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб» стали колыбелью его поэзии.
Родился я с песнями
В травном одеяле,
Зори меня вешние
В радугу свивали…
Сергей Есенин с гордостью называет себя «крестьянским сыном» и «гражданином села». Где бы он ни был, на какую вершину славы не поднимался, он всегда видел крестьянскую Русь, жил ее надеждами и переживаниями. Даже работу над стихами сравнивал с трудом крестьянина-пахаря: «Стихи писать — как землю пахать… Семи потов мало». Есенин нашел себя прежде всего в лирике русской природы; лирика Есенина, щедрая, чарующая, добром обращена к природе родного края, к ее бесценным дарам. Поэт услышал музыку в зимней вьюге: «Поет зима — аукает…», увидел снежный ковер, расшитый метелицей: «По двору метелица ковром шелковым стелется…» Слово «Русь» было всеобъемлющим у Есенина; оно как бы связывало тысячелетнюю историю с днем настоящим. И одновременно оно конкретизировало представление о Родине — милой его сердцу, деревенской, «избяной». В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» та же Русь, та же любовь к России «золотой бревенчатой избы», к ее истокам.
В ранних стихах Есенина крестьянская Россия, еще не потревоженная грозными событиями, утопает в мягкой тишине.
Наступил 1914 год, и в поэзии Есенина вместе с залихватскими, хмельными песнями раздаются народные причитания. Деревня поет и пляшет и тут же оплакивает бравых парней.
Жалкие, бедные деревенские избенки, седые матери, орудия крестьянского труда, даже берестяные лапти — все согрето большой любовью поэта. Для Есенина Россия — большая общенациональная тема, тема патриотическая и глубоко личная. Какой-то особенной грустью отмечены поэтические воспоминания о родных местах. «Я последний поэт деревни» и «Не жалею, не зову, не плачу…» Как будто поэт навсегда уходит из жизни. Березы, видевшие столько радостных встреч, печально шумят листвой, с кленов «тихо льется медь». Увяданию природы вторит монотонный стук деревенских часов: «И луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час».
Лирика Есенина, солнечная, мягкая, очень добрая, становится невеселой, даже угрюмой. Назревала новая драма, драма духовная, связанная с одиночеством, бесприютным бродяжничеством:
Нет любви ни к деревне, ни к городу.
Как же смог я ее донести?
Брошу все. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.
Но как бы ни метался поэт, ни страдал по уходящей деревенской Руси, Родина остается его единственной и постоянной любовью. Есенин возвращается в родной край, чтобы воспеть советскую деревню, сродниться с ней. Постепенно лирика Есенина согревается каким-то особенным внутренним теплом и нежностью, сыновней любовью и радужными надеждами. «Я очень люблю Родину», — восклицает Сергей Есенин. Природа щедро, пригоршнями бросает в поэзию Есенина краски и образы. Поэт рядом с ней, он вхож во все ее тайны.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
Короткий творческий путь Есенина не был прямым и легким. Несмотря на трудности, возникшие на крутых поворотах истории, он всегда шел вместе со своим народом, и его любовь к Родине была непоколебимой и светлой. Душевная чистота и искренность никогда не оставляли поэта.
«Крестьянский сын» стал всемирно известным русским поэтом. Огромное дарование, щедрый и светлый его талант получил признание и любовь всего народа. И пока живет земля, Есенину- поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названием кратким «Русь».