Поиски. Глубины. Дороги… Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Словно тонкой ниточкой пронизывает эта тема оба произведения, ведь только через странствующего, путешествующего героя можно показать такую необъятную страну, как Россия, решить глобальные проблемы.
Однако авторы совершенно по-разному раскрывают ее. Попробуем сопоставить две поэмы.
В “Мертвых душах” ищущий — Павел Иванович Чичиков. Какую цель он преследует? Он проворачивает гигантскую аферу, чтобы разбогатеть. А зачем совершают свой долгий путь семеро мужиков? Их волнует совсем другое: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”
На протяжении чичиковской дороги, как полосатые верстовые столбы, вырастают черты николаевской России: обеднение широких кругов дворянства, усиливающаяся дворянская задолженность, разруха, деградация. Некрасов также ставит вопросы о прошлом, настоящем и будущем России: умрет ли царизм, произойдет ли крестьянская революция?
Гоголь показывает нам быт, умственное развитие (вернее, его отсутствие) помещичьей Руси, Некрасов же изображает Россию крестьянскую.
На своем пути Чичиков, который возглавляет галерею “мертвых душ”, встречает себе подобных. Это глупо-сентиментальный Манилов; дебошир, трактирный картежник, клеветник и сплетник Ноздрев; неуклюжий, грубый и циничный Собакевич; трусливая “дубинноголовая” Коробочка и, наконец, Плюшкин — “прореха на человечестве”. Путь Чичикова к личному обогащению заканчивается полным провалом: он бежит из губернского города, так как афера его раскрыта. Но автор не бичует своего героя; в самый сложный в его жилни момент писатель оставляет героя на распутье. Дорога и путь Чичикова не завершаются изгнанием из города. У героя, оставленного на дороге, есть еще шанс найти истинный путь в жизни, исправиться. Таков был замысел Гоголя, ведь он предполагал создать еще два тома “Мертвых душ”, где Чичиков должен был полностью нравственно переродиться.
Крестьяне же в пути ищут счастливого человека: помещика, чиновника, попа, купца, боярина, министра, царя. В какой-то степени они достигли цели. Некрасов показал нам образ крестьянина Савелия, “богатыря святорусского”, который олицетворяет свободолюбие, силу и стойкость народа в испытаниях. Счастье Савелия в вольнолюбии, в понимании необходимости борьбы народа. Только так можно добиться “вольготной” жизни. Но, в основном, в поэме изображается тяжкая доля народа:
Тошен свет,
Правды нет,
Жизнь тошна,
Боль сильна…
Гоголь тоже показывает крестьянство: самые “живые” герои поэмы — крестьяне, талантливые, даровитые, трудолюбивые, но, вот парадокс, они-то как раз и мертвые: “Пробка Степан, плотник, трезвости примерной! А! Вот он, Степан Пробка, вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!..”
Главный герой “Мертвых душ”, Чичиков, заканчивает свой путь. Тут-то и возникает тема дороги как философского обобщения: “И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны…” И дорога героя перерастает в размышления автора о судьбе и пути целого государства.
Поиски странствующих мужиков помогают Некрасову осуществить основной замысел — показать жизнь народа, различные стороны крестьянской доли. Дорога же Чичикова раскрывает перед читателем помещичью Россию.
Обе поэмы ярко показывают нам отрицательные черты помещичьей, крестьянской Руси, однако и у Некрасова, и у Гоголя звучат оптимистические строки:
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю…
“Русь, куда ж несешься ты?… постороняются и дают ей дорогу другие няподы и государства…”
Герои заканчивают свой путь на распутье, заставляя нас задуматься: куда ведет нас дорога жизни, что ждет нас впереди?