13 конце XVIII века в литературе стало утверждаться новое направление — сентиментализм, лидером которого в России выступил молодой талантливый писатель Николай Карамзин. Это было передовое, вдохновленное просветительской идеологией искусство, которое по-новому изображало человека и саму жизнь. Сентиментализм, как и реализм, провозглашал внесословную ценность человека, воспитывал чувство достоинства и уважения к своим силам, способностям и талантам.
Наиболее ярким примером произведения, соответствующего направлению сентиментализма, явилась повесть Карамзина «Бедная Лиза». Она внесла новое слово в литературу, в ней говорилось о русской жизни, о нравственном мире простых людей. Но что самое важное: повесть как жанр перестала быть сатирической или авантюрной. Карамзин создал новый тип произведения, в котором, по словам Белинского, «как в зеркале верно отражается жизнь сердца, как ее понимают, как она существует для людей того времени». «Чувствительность» — так на языке XVIII века определяли главное достоинство повести Карамзина, которая учила людей состраданию, открывала в их душах нежнейшие чувства и страсти. Современный же читатель обнаруживает в этом произведении прежде всего трагизм человеческой жизни той эпохи.
Сюжет «Бедной Лизы», преподносимый нам как «печальная быль», крайне прост, по полон драматического содержания. Он посвящен традиционной любовной теме: истории отношений двух любящих людей. При решении этой задачи Карамзин разрушает литературные каноны того периода, касающиеся подобных произведений. Его герои ищут счастья в любви, но, живя в большом и жестоком мире, оказываются втянутыми в какой-то непостижимый для них конфликт с действительностью. Бесчеловечный, фатальный закон этой самой действительности лишает их счастья, делает жертвами, обрекает на гибель или постоянные страдания. Герои Карамзина, словно люди, потерпевшие кораблекрушение, выброшенные на суровый и дикий берег, одинокие на безлюдной земле. Конфликт «Бедной Лизы» порожден действительностью, ее противоречиями.
Главная героиня повести, «прекрасная, любезная Лиза», хотя и является дочерью зажиточного поселянина, всего лишь крестьянка. После смерти своего отца она вынуждена, не щадя своей нежной молодости, своей редкой красоты, трудиться день и ночь, чтобы прокормить себя и свою больную мать. Чувствительная добрая старушка благодарит всевышнего за такую дочь.
Продавая ландыши, Лиза знакомится с молодым человеком, который впоследствии станет главной любовью всей ее жизни. Эраст — богатый дворянин, «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Он ведет рассеянную жизнь, думает только о своем удовольствии, ищет его в светских забавах, часто скучает и жалуется на судьбу. Но с появлением любви жизнь его сразу меняется.
Карамзин удивительно поэтично и романтично описывает чувство, возникшее между этими молодыми людьми, сравнивая его с восхитительной, волшебной, небесной музыкой. Узнав, что Эраст ее любит, Лиза, чистая душа, самозабвенно, не задумываясь, отдается этому чувству, которому созвучны даже явления природы. Природа на протяжении всей повести, наравне с героями, будет главным действующим лицом. Она поможет нам глубже понять чувства и переживания каждого персонажа, вместе с ними она будет радоваться и грустить, смеяться и плакать.
Прекрасная, взаимная любовь не выдерживает испытания на прочность. И виноват в этом жестокий мир, в котором живут молодые люди. В этом мире условности стоят выше человеческого счастья. Возникает сложный социальный конфликт: пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой необычайно велика. У Эраста не хватает сил, чтобы защитить свою любовь, он вынужден от нее отказаться. Какую трогательную картину рисует автор в сцене расставания, где бедная девушка, прощаясь с любимым, словно прощается со своей душой! Даже природа в этот момент пребывает в молчании. Но в героине еще живет золотой лучик надежды, вера в то, что она будет счастливой. Лизиным мечтам не суждено сбыться. Раскрывая обман своего возлюбленного, она понимает, что не сможет больше жить на этом свете. Бедная девушка бросается в воды глубокого пруда. И в этом отчаянном поступке проявляется вся сила ее нежной и хрупкой души.
Читатель, конечно же, осуждает Эраста за слабость, винит его в смерти Лизы. Но только ли он виноват? Ведь, узнав о случившейся трагедии, герой так и не находит себе утешения и до конца жизни остается несчастлив. Мне кажется, Эраст достаточно наказан, более того, отвечать должен не только он, а то общество, тот закон, который обрекает людей на гибель.
Показывая нам драму человеческой души, Карамзин все-таки отказывается от исследования вызывающих ее причин. Он всячески стремится уйти от вопроса: кто виноват? В его пьесе есть страдание, но нет виновных в нем. Писатель стремится все объяснить лишь фатальным законом господствующего в мире зла. Карамзин испытывает страх перед социальными противоречиями, царившими в то время в России. Но попытка уйти от них в мир нравственный не приносит ему спасительного выхода. Перелом в убеждениях писателя, когда он станет считать, что художник должен быть «органом патриотизма», наступит гораздо позднее. А пока Карамзин дает читателю возможность восхищаться удивительной повестью о прекрасной и чистой любви. Всеми силами своего таланта он воспевает это чувство, которое является величайшей ценностью в жизни.