Оба произведения — «Бедная Лиза» (1792 г.) и «Страдания юного Вертера» (1774 г.) принадлежат к направлению литерату¬ры, которое было определено как сентиментализм. Это направ¬ление возникло в европейской литературе XVIII—XIX веков как протест против сухости и высокопарности псевдоклассицизма. Оно отличалось появлением психологического анализа, добрым отношением к малым и слабым.
По существу, сентиментализм начинается с И. В. Гёте, кото¬рый прошел долгую школу «пиетического распознавания соб¬ственной души». Его Вертер — свободолюбивый мечтатель, вос¬питанный на идеях Ж.-Ж. Руссо, враг бюргерства и дворянской спеси, деспотизма и тирании. В этом произведении весь вихрь событий закручивается в любовном треугольнике — Вертер, Лотта, Альберт. Вертер любит Шарлотту, но мне кажется, что если бы не было преграды в любви (Альберта), то их отношения не привели бы ни к чему, стали бы слишком обыденными. Лот¬та тоже ведет себя по меньшей мере странно: она не дает Вертеру отказа, хотя помолвлена с Альбертом. И Альберт не делает никаких усилий, чтобы взять ситуацию в свои руки. Возможно, если бы Вертер не был романтиком, то он либо добился бы бра¬ка с Шарлоттой, либо отошел в сторону, то есть уважал бы от¬ношения других людей. Однако, доведенный до отчаяния про¬тиворечиями в самом себе, одиночеством во враждебном ему обществе и желанием любви, но не в этом мире, Вертер кончает с собой.
Очень сложно сравнивать, искать единство и отличия в ритме, особенностях литературного языка и композиции двух произведе¬ний, хотя они наверняка есть (одно из произведений написано на немецком языке). Тем не менее можно отметить, даже с учетом перевода, мягкость языка, умение затронуть душевные струны в человеке, чувствительность.
Трагический разлад с действительностью, видимо из-за ак¬туальности этой темы, сделал Вертера популярным героем ми¬ровой литературы сентиментализма и романтизма. Роман Гёте вызвал много подражаний в разных странах, его перелагали в драмы и стихи. Среди молодых людей вошло в моду одеваться, как Вертер; были случаи, когда юноши кончали с собой, остав¬ляя письма к возлюбленным. Одна из поздних интерпретаций романа Гёте — опера французского композитора Ж. Массне «Вертер» — не сходит до сих пор со сцен театров мира.
Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза» показывает, что и «крестьянки любить умеют», учит ценить не сословную принад¬лежность человека, а его душевный мир, расширяет возможно¬сти искусства в изображении человека. Лиза — простая девуш¬ка, а понравившийся ей молодой человек — барин, который, по ее мнению, отвечает ей взаимностью, но на самом деле это не так. Она не понимает мотивов, которыми руководствуется Эраст, и принимает кажущееся ей за действительность. Она способна на многое ради него и глубоко в душе предполагает, что он ответит ей тем же. Яркий пример этого — сцена в самом начале повести, когда Лиза набрала лучших цветов, но не продала их никому, а выбросила в Москву-реку. Зачем продавать любовь другому, если она предназначена кому-то одному? О внимании Эраста к Лизе говорят только вечерние прогулки. Но все становится яс¬ным после сцены грехопадения. Далее следует уход Эраста на военную службу, где суть его и раскрывается для нас. И только случай, когда Лиза увидела жену Эраста, помог ей раскрыть гла¬за на истинное положение вещей. То, что она так далеко зашла в своем заблуждении, определило ее поступки… Она даже не думала о людях, жизнь которых зависит от ее жизни, ничто не остановило ее.
Еще хотелось бы уточнить, что если бы Лиза не закончила жизнь столь трагично, то это уже было бы произведение совсем не эпохи сентиментализма.
Если можно сравнивать содержание этих двух произведений как характерных для немецкого и русского сентиментализма, то немецкий сентиментализм («Страдания юного Вертера») несет в себе страстное возвеличивание чувств, мятежный протест и бунт личности. В русском же сентиментализме («Бедная Лиза») само представление о чувстве рационалистично, то есть рассу¬док, здравый смысл нередко остаются главенствующими кате¬гориями. Но общее для всех произведений эпохи сентимента¬лизма заключается в том, что литература пробудила интерес к «жизни сердца», к человеку, чье нравственное достоинство не зависит от богатства и сословной принадлежности.
Анализ произведений эпохи сентиментализма очень важен, так как в характере любого современного человека есть элемен¬ты каждой эпохи, в том числе и эпохи сентиментализма.