Рабство и свобода — эти два понятия неотступно следуют за человечеством. Всегда были люди, которым нравилось быть рабами, и люди, которые стремились вырваться из-под власти тех, кто их поработил, и обрести свободу.
Николай Алексеевич Некрасов был подлинно народным поэтом. Он не старался показать жизнь общества, жизнь Петербурга. Он чувствовал, что должен донести до всех людей жизнь простого народа, показать страдания простых крепостных крестьян. Некрасов старался передать взгляд на мир глазами крестьян, и поэтому его язык похож на народные песни и былины. Он активно использует трехсложные размеры и слова из речи простых людей. Также часто встречаются места, написанные белым стихом.
Некрасов видел среди крестьян больше горя и слез, чем песен и радости, да и та радость, которую он видел, была чаще на лицах пьяных людей, забывших о горе. Поэтому не удивительно, что почти во всех произведениях мы видим трагичные судьбы и сломанных горем людей.
Одним из основных произведений Некрасова является его знаменитая поэма о народном счастье «Кому на Руси жить хорошо». В ней он пишет о горе народа, о том, что нет простым людям счастья на Руси. В своей поэме Некрасов поднимает важную тему для народа — тему рабства и свободы, необыкновенно актуальную в то время, так как крепостное право не было еще отменено. По ходу произведения мы вместе со странниками открываем перед собой безрадостную картину обнищавшего, обездоленного, задыхающегося от рабства крестьянина. Но, что самое страшное, крестьяне привязаны к хозяевам духовно. Как бы плохо им ни было, они все равно все терпят или в лучшем случае безыдейно бунтуют, только для того, чтобы спустить куда-нибудь свое горе, но у них нет никаких идей о том, как изменить свою жизнь, и, когда они получают свободу, они не знают, что с ней делать.
В «Кому на Руси жить хорошо» мы встречаем именно таких крестьян. Некоторые из них просто терпят помещиков, другие просто «холопствуют» перед барином, а третьи пытаются протестовать, но дальше слов они никуда не идут и после уговоров со всем соглашаются, как гоголевский зять Мижуев, который начинал плясать под чужую дудку как нельзя лучше.
О первом типе крестьян говорит Яким Нагой. Он рассказывает о причине пьянства крестьян. И во время своего рассказа повествует об ужасах крестьянской жизни и говорит о том, что если бы крестьяне не пили, то они бы всех поубивали:
У каждого крестьянина
Душа что туча черная —
Гневна, грозна, — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Также примером покорных крестьян является вся деревня вахлаков, которые, когда получили волю, с радостью продаются снова в рабство за заливные луга и снова начинают жить, как жили. И по-прежнему они готовы убить своего товарища по одному велению своего господина.
Другой категорией крестьян, которую мы встречаем в поэме, является категория крестьян-«холопов». Эти люди «холопы» в душе, и они счастливы этим. Им нравится облизывать барские тарелки и стаканы, и самое большое счастье для них, если барин не убьет их в своих забавах. Они сами считают себя принадлежащими барину и не видят для себя другой судьбы. Примером такого рабского поклонения является раб князя Переметьева, который хвастается тем, что он облизывает барские тарелки, и, стоя за стулом барина, он получил «дворянскую» болезнь — подагру. Больше всего в нас вызывает отвращение то, что он всерьез презирает простых мужиков.
Другим, еще более «холопским», является образ Ипата — холопа князей Утятиных. Когда крестьянам даровали волю, он не захотел уходить от барина, так как «холопство» проникло в его душу уже слишком глубоко. В поэме говорится, что он остался с барином, потому что помнил его милости, но, когда мы узнаем эти милости, нам становится странно, как только Ипат не убежал от барина. Так, например, барин запрягал его в телегу или купал в проруби, а потом поил водкой.
Но наиболее интересной группой крестьян являются крестьяне, которые пытаются бунтовать, но все равно способны только на слова. Они похожи на крестьян из «Истории одного города» Салты- кова-Щедрина. Эти крестьяне выработали особый способ бунта — они все вставали на колени и вроде бы протестовали против горчицы, но в то же время они разрешали себя пороть. Вот таким же бунтарем является и Aran из главы «Последыш». Он накричал на барина и высказал о нем все, что он думает. Но когда барин приказал его выпороть, крестьяне уговорили Агапа, чтобы он помог им сыграть спектакль. Крестьяне напоили Агапа и вынесли его как будто выпоротого. Таким образом он тоже успокоился и все закончилось «бунтом на коленях». Таким же «пассивным бунтовщиком» является Яков Верный, который, чтобы отомстить барину за своего племянника, не убил его, а только сам повесился. То есть он только выразил протест, и не более.
Таким образом, Некрасов поднял главную проблему крестьянства — моральное рабство, неспособность народа жить без барина — духовный сон народа.