Сергей Есенин и Александр Блок — люди одной эпохи, великие поэты русской литературы конца XIX—начала XX века.
Александр Блок — поэт-интеллектуал, человек очень искренний в своем творчестве. Он практически всё своё творчество посвятил России. Блок сравнивает любовь к Родине, к Отчизне с чувствами к любимой женщине: «Русь моя, жизнь моя…»
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви!
Творчество Блока — целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого, оказавшая «огромное влияние на всю современную поэзию».
Тема Родины — одна из главных тем в поэзии Сергея Александровича Есенина. Для него Родина — это прежде всего природа. А природа у поэта связана с родной деревней, селом Константиново, где он родился и вырос. Есенин любил свою родную землю прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьяне, а потом и город, литературу, друзей и даже кабаки.
Есенин счастлив тем, что он сын великого народа, великой революционной эпохи, которую он старается понять и принять. В конце жизни в «Письме к женщине» он восклицает:
Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Сергей Есенин до боли любил всё родное. И это видно в его произведениях. В каждом стихотворении поэт так или иначе говорит о Родине. Например, в «Стансах»:
Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.
Чувства к родине выражаются у Есенина через чувства к женщине, природе, жизни. В стихотворении о любви из сборника «Персидские мотивы» любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Сергей Есенин чувствует себя частью природы, природа для него — это жизнь, это вечная красота и вечная гармония мира. Он готов слиться с ней навсегда: «Яхотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
Наверное, никто так, как Есенин, никогда не восхищался своей родной природой, родной землей:
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
И никто не умел так прекрасно одушевлять природу. Любимый образ — берёзка — становится у поэта берёз- кой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер. Клён на одной ноге; рожь с лебединой шеей. Можно привести ещё множество примеров, которые составляют особенный мир в поэзии Есенина — мир живой природы, в котором всю свою жизнь прожил поэт.
В городе всё было по-иному. Уехав из села Константинова, Есенин очень скучал по родной земле, родной деревне, по природе, по дому. Они для него всё. Он старался хоть на несколько дней вырваться из города и уехать в родной край. Ведь там его дом, мать. Сергея Есенина очень радовали эти поездки в Константинова, где он провел свои самые лучшие годы жизни. Он никогда не терял связь с родным краем, часто бывал там и, «каждый раз приезжая в Константинова, был по-настоящему счастлив, что… вновь я родном краю, любовь к которому пронёс через всю жизнь». Ему дорог родной край, пусть даже бедный и нищий. В конце жизни Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни» и старается написать как можно больше стихов на свою любимую тему — тему Родины.
Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно, весьма сочувственно. Почти перестав писать лирические стихотворения, Сергей Есенин создал цикл революционных поэм: «Певучий зов», «Пришествие».
Есенин не мыслил себя, своей жизни без России.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда времен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем сугцеством в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Александр Блок — один из виднейших поэтов-символистов. Творчество поэта пришлось на тяжёлые годы первой мировой войны, на революцию, на гражданскую войну. Блок встретил революцию 1917 года радостно, с верой в скорые перемены. Ожидание быстрого обновления, очистительной силы революции звучит в строках прекрасной поэмы «Двенадцать» и в композиции «Скифы».
Поэма «Двенадцать» Александра Блока — одно из самых сильных и своевременных произведений русской поэзии начала XX века. Блок изображает революцию с «человеческим лицом», а не с кровью и убийствами. Революция поэта несёт добро и справедливость, потому что:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди —
Исус Христос.
В стихах Александра Блока, как мне кажется, присутствует какой-то скрытый смысл, мистическое содержание, какая-то таинственность. У Сергея Есенина стихи более лиричны и выразительны, и, один раз услышав, их трудно забыть и спутать с какими-нибудь другими, настолько они грустны, светлы и ярки.