С налом империалистической войны чувство Родин7ы еще полнее овладевает поэтом. И уже не о чертогах небесных, как символически прибежище для усталой души, мечтает Есенин. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» он восклицает: Если крикнет рать родная: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
В этот период Есенин воспринимает себя действительно «последним поэтом деревни». Обращаясь к России, он говорит о крестьянах: «Вот где, Русь, твои добрые молодцы, вся опора в годину невзгод». В любви Есенина к деревне звучат искренне сыновья чувства. В его стихах неотделимы любовь к матери и родным местам. Образ родного края претерпевает в творчестве поэта драматическую метафору. В стихотворениях «В том краю, где желтая крапива…», «Устал я жить в родном краю…» тихую и кроткую Русь сменяет тема кандальной Родины.
Во многом теми же настроениями проникнуты и «Персидские мотивы», которые принято называть любовным циклом Есенина. Но его герой не только возлюбленный Шаганэ и Лалы, он — философ и человек «скитальческой судьбы». Это поэтическое самоопределение созвучно образу восточного поэта-мудреца, ощущающего радость бытия на грешной земле. В этом цикле «нежность пропитано» каждое слово, а любовная песня представляется метафорой жизни, короткой и прекрасной.