Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве.
С. Есенин
О Есенине я слышал еще в детстве, но знал о нем очень мало. Только то, что он поэт и стихи у него неплохие. Но сейчас, когда я познакомился с его лирикой ближе, я понял, что это великий русский поэт и к тому же «простой деревенский человек, мечтатель, мягкий парень».
И стихотворения чем то похожи на него. Они такие же простые, искренние, легко понимаемые.
Тема Родины — одна из главных в лирике поэта. Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь, что каждая строчка его стихов — это признание в любви родным полям, березам, перелескам. Отними у Есенина все это — и поэт погибнет, ведь Есенин живет и дышит родиной:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Немногие поэты так видят, чувствуют красоту родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел передать в своих стихах всю бескрайность деревенской России:
Гой, ты, Русь моя родная,
Хаты, в ризах образа,
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Но рядом «у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживает ломку привычного уклада, называя себя «последним поэтом деревни». Поэт вдруг ощутил, что Родина, которую он знал и любил и которая была ему опорой, изменяется до неузнаваемости. Агрессивная цивилизация уничтожает живую природу, душу России. В основе стихотворения «Сорокоуст» — незатейливая бытовая сценка. Лирический герой, едущий в поезде, видит, как за составом скачет жеребенок, пытаясь его догнать. Этот эпизод становится основой поэтического конфликта живой природы с наступающей «стальной конницей». В этом стихотворении красногривый жеребенок обречен.
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Мотив неприязни к городу явственно звучит в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний»:
Город, город! Ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Но, пожалуй, вершина отчаяния — стихотворение «Не ругайтесь, такое дело!».
Не ругайтесь, такое дело!
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.
…
Нет любви ни к деревне, ни к городу.
Как же смог я ее донести?
Брошу все, отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.
Кажется, все мосты сожжены: «Нет любви ни к деревне, ни к городу». Действительно, Есенин так и не стал городским жителем, даже путешествие в Европу и Америку не вызвало у него преклонения перед бездушной технической цивилизацией, наоборот, он назвал свои путевые очерки «Железный Миргород», подчеркивая их мещанское содержание. Но разрыв с родной землей обернулся для поэта и личной, и поэтической трагедией. По моему, весь цикл «Москва кабацкая» и другие близкие к нему стихотворения появились как реакция на эту внутреннюю боль и страдание.
Я усталым таким еще не был
В эту серую морось и слизь.
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.
…И теперь даже стало не тяжко
Ковылять из притона в притон, –
Как в смирительную рубашку,
Мы природу берем в бетон.
Последний период творчества Есенина является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая» — все это грустная констатация того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось раньше:
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Именно в эти годы Есенин пишет знаменитое «Письмо матери», которое воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но шире — как прощание с матерью родиной:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Эти же мотивы явственно звучат в других строках:
Мы все уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
…
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть моей тоски.
И, наконец, последнее признание в любви к Родине — цикл «Персидские мотивы». В них лирическое начало достигает своей максимальной выразительности, интимное, сугубо личное проникнуто ностальгическими нотами, и, наоборот, любовь к России согрета жаром внутреннего чувства.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе, поле,
Про волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
…
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий,
Потому, что я с севера, что ли.
Эта любовь к родной земле, к родному краю особенно дорога мне в поэзии Есенина. Она красной нитью протянулась через всю его жизнь и творчество. Я горжусь Есениным, ведь он никогда не отделял своей судьбы от судьбы родины и народа на крутом повороте истории. Он мог, как многие русские поэты, найти приют в какой нибудь стране, и «прощай, немытая Россия», с которой еще неизвестно, что будет. Но Есенин предпочел остаться верным своему завету, словами которого я и хочу закончить свое сочинение:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».