Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
С. Есенин
Стихотворения, посвященные Родине, мы найдем в творчестве любого поэта. О России писали и Пушкин, и Лермонтов, и Некрасов, и многие другие поэты XX века. Но, пожалуй, только Есенин посвятил все свое творчество «шестой части земли с названьем кратким «Русь». «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — писал поэт. Мы знаем чувство любви, ненависти. Но что значит чувствовать Родину? По моему, это наивысшее проявление патриотизма.
Молодой поэт, на которого оказали влияние природа и крестьянский быт родной Рязанщины, народное творчество, русская классическая литература, воспринимал Родину как земной рай. Край прекрасной природы, вековых традиций, православной культуры.
«Чувство Родины» — это прежде всего любовь к родной природе. Поэт называет Россию «страна березового ситца». Ему одинаково дороги «топи да болота», «сенокос нескошенный», «лес да монастырь» — все это «край любимый», «край заброшенный».
Есенинский пейзаж не изобилует яркими красками. Это, скорее, темные приглушенные тона. Именно такая его родная Рязанщина. Наиболее часто встречаются три цвета: синий, красный и золотой:
Загорелась зорька красная
В небе темно голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Синий — любимый цвет поэта. В его стихотворениях мы видим всю палитру синего: от голубого до темно синего. Синий — это цвет бескрайних просторов, безграничной дали. Не случайно Русь у Есенина «голубая».
В стихотворениях Есенина природа выступает как живое существо:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Да и сам Есенин ощущает свою связь с родной природой. Нередко он сравнивает себя с кленом:
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
Поэт считал клен «своим» деревом.
С любовью Есенин пишет не только о природе, но и о живых существах, подаренных матерью природой. Вспомним хотя бы его стихотворения «Корова» и «Песнь о собаке».
Поэт бережно сохраняет и традиции православия. Но Бог у Есенина не всесилен. Даже он не может победить мировое зло. А причиной всех бед Родины он считает то, что Россия отошла от истинной веры.
«Он поэт, поэт народный. Он поэт родной земли». Так можно сказать о Есенине строчками его стихотворения «Поэт». Есенин был с народом в самые тяжелые моменты истории. В стихотворении «Русь» поэт пишет о войне, которая несет разрушение и смерть его Родине. Ему чужд «воинствующий патриотизм», которому поддались все. Появляются образы «черных воронов», символов войны.
Есенин создает картины крестьянского быта:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Такие строки мог написать только человек, хорошо знающий деревенскую жизнь. Именно деревня всегда была символом гармонии, местом, где страна — духовная мощь русского народа. Есенин никогда не принимал города. Его родиной была деревенская Россия.
Но двадцатый век распорядился иначе. Произошла революция. Отношение к революции у Есенина было сложным. Нельзя рассматривать вопрос с точки зрения — принял или не принял поэт революцию. Революция уничтожила то, что так любил Есенин — деревню.
Об этом он пишет в стихотворении «Я последний поэт деревни». Это стихотворение трагично по теме. Это прощание поэта с миром деревенской гармонии. Гибель деревни поэт воспринимает как свою собственную. Причина гибели — в приходе «железного гостя»:
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Есенин не выражает протест против машин. Он лишь оплакивает уход деревенского рая.
В стихотворении «Сорокоуст» вновь появляется мотив прощания. С болью поэт пишет об исчезновении того, чему он посвятил свою жизнь. Символом исчезающей деревни становится «красногривый жеребенок», который гонится за «чугунным поездом», символом нового мира городской цивилизации:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Поэт понимает, что его Россия ушла. Он чувствует рок, довлеющий над ним. Поэтому появляется его сборник «Москва кабацкая». Но уже к концу сборника скандальность исчезает, и… появляется тема Родины.
В двадцатых годах в лирике Есенина появляется мотив прощания с прежней родиной, с собой прежним. Так, его стихотворение «Письмо матери» указывает на контраст между деревенским миром матери и греховной жизнью города. Материнский дом становится символом всего доброго, гармоничного и прекрасного, символом родины:
Я по прежнему такой же нежный,
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Если в раннем творчестве Есенина царила гармония, после революции появился мотив прощания, то в конце творческого пути появляются трагические мотивы.
Хотя Есенин много путешествовал по Европе и Америке, он ни на минуту не забывал о Родине. Даже экзотика Востока не прельстила его. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», которое начинается с обращения к любимой женщине, Есенин говорит о своей любви к Родине. Он понимает, что не может забыть родные «рязанские раздолья». Даже с любимой женщиной он готов говорить о любви к Родине:
Я готов рассказать тебе поле.
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи –
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Но самое трагичное, наверное, стихотворение «Русь советская». В нем «Родина кроткая» становится страшна. Поэт, который столько лет служил этой стране, становится не нужен. Его не узнают близкие — «в своей стране я словно иностранец». Безумно горюет поэт о том, что его стихи здесь больше не нужны:
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.
В стране выросло поколение, у которого нет Родины, потому что вся земля им мать. В стихотворении нет открытого протеста, но мы понимаем, что произошла трагедия, и в душе поэта надлом.
И все же Есенин позже смирится с этой новой Россией. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» поэт пытается убедить читателя в том, что:
Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Но истинное настроение поэта — в других строчках не «хочет стальною видеть бедную, нищую Русь». Вся трагедия Есенина и заключалась в том, что:
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Смерть Есенина была предопределена. С ушедшей Россией он ушел как поэт. Его поэзия не нужна строителям новой жизни. Он пишет песни, а не лирику. «Большое видится на расстоянии…» — писал Сергей Есенин. И чем больше проходит времени, тем яснее мы видим, какой поэт ушел. В его стихах нет «космичности», как у Блока, «экспериментальности», как у Хлебникова, «громадности», как у Маяковского. Его стихи просто напевны, и в том главная их заслуга, что они пробуждают у читателя патриотизм, заставляют гордиться страной, в которой живешь.