Роман «Преступление и наказание», написанный Федором Михайловичем Достоевским в 1866 году, сложен и необычен. Писатель попытался решить в нем многие проблемы: от общественных до личностных. «Перерыть все вопросы в этом романе», — говорил о своей задаче сам автор.
В основу романа положен реальный факт убийства московским студентом почтальона. Однако «Преступление и наказание» не просто криминальная хроника. Преступление, ставящее своей целью практическое подкрепление идеологии, не пошлое ограбление. Как сказал о своем произведении сам Достоевский, «это психологический отчет одного преступления».
Итак, главный герой романа — студент Родион Раскольников. Несколькими яркими эпизодами автор раскрывает всю противоречивость его характера. Это взрывоопасная смесь непомерной гордости, озлобленности, даже презрения к людям и доброты, отзывчивости к чужим несчастьям. В Раскольникове идет постоянная внутренняя борьба, спор с самим собой при виде окружающих его картин нищеты, бесправия, жестокости общества. Сам он, доведенный до бедности, живущий в похожей на шкаф каморке, среди грязи запущенных петербургских трущоб, на каждом шагу встречает измученных несправедливостью людей, выброшенных за борт жизни.
Эти встречи, общение с отверженными, а также нависшая над сестрой и матерью угроза бедности заставляют Раскольникова задуматься о переустройстве мира.
Перед бедным студентом встает задача самоутверждения: «Взять во власть это общество». Для достижения цели Раскольников создает свою теорию. Рожденная в грязи и духоте трущоб, она унаследовала все отвратительные черты обстановки.
У мира, окружавшего Раскольникова, не было ничего святого, не существовали нравственные человеческие законы. Все в нем опиралось на принцип: «…возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Все люди делились на тех, кто урвал свой кусок, и на тех, «удел которых терпеть и покоряться». Все это: и преступление .человеческих законов, и черно-белое деление людей — нашло отражение в теории Раскольникова.
Главной ее мыслью было то, что во имя высших целей разрешено совершать любые поступки и даже преступления людям, «имеющим дар или талант сказать в среде новое слово». Таким образом происходит деление на людей необыкновенных и, собственно, на «мясоматериал». Для получения статуса «человека необыкновенного» и открытия дороги к власти Раскольников преступает мораль и законы низших людей. В убийстве старухи-процентщицы, никому не приносящей пользы, он видит путь к облагоде-тельствованию человечества. «Сто тысяч дел… на старухины деньги!»
Болезнь преступления уже ослепляет его. Поначалу ему кажется, что после убийства его отношения с миром и людьми не изменились. Но наказание следует незамедлительно. Уже на следующее утро после преступления он мечется в бреду, и мысль о том, что «это уж казнь наступает», не дает ему покоя. «…Опустело его сердце. Мрачное ощущение мучительного бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его… И что всего мучительнее — это было более ощущение, чем понятие, чем сознание; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение из всех до сих пор жизнью пережитых им ощущений». Чем дальше, тем более он осознает, что так жить больше невыносимо.
«…Он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего…». Он понимает, что преступил нравственную черту, которая теперь отделяет его от всего человечества. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» — восклицает Раскольников.
Рушится его теория, на которую он поставил свою жизнь, закрыты дороги к желанной власти, утрачены надежды.
Лишь один путь — путь раскаяния и смирения остается ему. Не в силах больше жить в конфликте с обществом Раскольников принимает смирение. Только этот путь может привести его к воскресению, к выходу из тупика.
Роман Достоевского поднимает вопрос о пагубности бунта, о возможности изменить мир без революционных потрясений, о необходимости перевоспитания человека религией, страданием, самоусовершенствованием.
В наше время пошатнувшихся нравственных устоев, усиливающейся власти денег в обществе роман Достоевского и проблемы, поднимаемые в нем, особенно актуальны.