После выхода в свет «Обыкновенной истории» В. Г. Белинский отметил, что к особенностям таланта Гончарова нужно отнести его «необыкновенное мастерство рисовать женские характеры». Это мастерство в значительной степени отразилось в романе «Обломов» — в изображении Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Ольга Ильинская представляет собой прекрасный образ русской девушки середины девятнадцатого века, в которой гармонично слились сознательность взглядов на жизнь, естественность и женственность.
Для русской литературы XIX века характерно, что главным героем является мужчина — яркий сильный персонаж, способный привлечь внимание притязательного читателя. В связи с этим можно вспомнить таких литературных героев, как Александр Андреевич Чацкий, Евгений Онегин, Григорий Александрович Печорин, Евгений Васильевич Базаров и многие другие. Женские же образы не менее яркие, чем мужские, но все же сопутствующие мужским. Нередко литературные критики говорили о том, что главные герои мужчины «проверяются» любовью, то есть женщина в русской литературе — это своего рода «лакмусовая бумажка», способная выявить основные качества персонажа, его нравственные ценности, прочность и основательность убеждений.
Особняком от мужских образов русской литературы стоит такой герой, как Илья Ильич Обломов. Обломова трудно назвать яркой сильной личностью, способной привлечь внимание избалованного русского читателя. Между тем Ивану Александровичу Гончарову удалось не только обличить пороки — «обломовщину» — русского общества: лень, безразличие к собственной судьбе, безынициативность и бесхозяйственность, — но и изобразить героя так, что читатель умиляется, сочувствует ему.
Между тем отсутствие цели в жизни Обломова и нежелание стремиться к достижению каких либо даже незначительных целей, по мнению автора, — главный порок не одного человека, а целого общества. Не случайно имя этого персонажа так быстро стало (и до сих пор остается) нарицательным. Цель поступков человека (и литературного героя в художественном произведении) является определяющим элементом его человеческого достоинства и человеческого счастья. Каково человеческое достоинство Обломова? Он изображается Гончаровым как человек неглупый, образованный, с чистой, как у ребенка, душой. Илья Ильич вполне достойный человек, ничем себя не опорочивший.
Каковы жизненные цели Обломова? А здесь герой оказывается несостоятелен, потому что привык плыть по течению. Он не умеет ставить перед собой цели и добиваться результатов. Единственный раз на протяжении всего романа у главного героя, именем которого назван роман, появляется цель. И эта цель связана с женщиной, в которую он влюблен. Возлюбленная Обломова — Ольга Сергеевна Ильинская.
Ольга тоже полюбила Обломова. Ее любовь возникла на почве благородных стремлений перевоспитать Илью Ильича, воскресить его для нормальной деятельности. Когда Обломов признается Ольге в любви, героиня вносит поправку в это признание: Обломов только влюблен, а любит она. Ее чувство глубже, серьезнее. Ольга говорит: «Для меня любовь — это все равно, что. жизнь, а жизнь, долг, обязанность, следовательно — любовь тоже долг». Любовь наполняет ее жизнь новым содержанием, освещает ее новым светом. Жизнь кажется девушке глубже и содержательнее.
Когда Ильинская понимает, что в сознательном отношении к жизни она стоит выше любимого человека, то твердо ставит перед собой задачу перевоспитания Обломова. В характере героини есть настойчивость, упорство. Эта настойчивость побеждает на время даже лень Ильи Ильича. Ольга заставляет его читать газеты и книги по разным вопросам и рассказывать ей их содержание, совершает с Обломовым прогулки по окрестностям Петербурга, побуждая спутника подниматься на каждый пригорок. Обломов жалуется: «Каждый день верст по десяти пешком». Он посещает по просьбе Ольги музеи, магазины, а дома пишет деловые письма старосте в имение. Ольга добивается от избранника и физического движения, и умственной работы. Она сравнивает свою роль с ролью врача, спасающего больного.
Поведение Обломова доставляет ей много страданий. Видя нерешительность действий Обломова, она с тоской признается ему, что «теряется в соображениях» и что «у нее гаснут ум и надежда». Когда Обломов, нерешительно отодвигая вопрос о свадьбе, заявляет Ильинской, что пройдет еще «какой нибудь год» и Ольга станет его женой, у девушки «открываются глаза». Она понимает, что мечта ее о перевоспитании Обломова разбилась о его непобедимую лень. Разрыв с Обломовым стал для нее неизбежен.
Ольга говорит жениху: «Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья, ты нежен. как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей. да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего то еще, а чего — не знаю!»
Разрыв с Обломовым подкосил силы Ольги. Больную, тетка увезла ее за границу. В Париже Ольга встретила Штольца. Но, став женой Андрея Штольца, она чувствует затаенную тоску, безотчетное томление. «Счастливая, спокойная жизнь пугает ее, так как напоминает ей обломовщину…»
Иной тип женщины представляет Агафья Матвеевна Пшеницына. Привязанность к ней Обломова выросла в основном на почве барских привычек Ильи Ильича. Пшеницына, добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка, мещанка по социальному положению, благоговела перед Обломовым. Для нее Обломов был существом высшего порядка, идеалом барина. Она готова была стать рабой Ильи Ильича и в глубокой преданности ему находила радость и счастье. Она не задумываясь несла в ломбард последние вещи, лишь бы Илья Ильич был доволен. Обстановка, которой героиня романа окружила Обломова, чем то напоминала Обломовку. Здесь Илья Ильич нашел то, что было его жизненной мечтой: идеал «ненарушимого покоя жизни». Пшеницына не могла подняться до сознания того, что ее любовь несет Обломову гибель, бесповоротно хоронит все его порывы к деятельности. Она любила просто, бездумно, беззаветно. Это тип скромной, самоотверженной женщины хозяйки, весь кругозор которой ограничивался только миром семейных забот и обывательского благополучия.
Не обретя цели в жизни, Обломов потерял и человеческое достоинство, и счастье, которые мог бы обрести с целеустремленной, творческой и «яркой» Ольгой Ильинской. Нельзя не согласиться с высказыванием Константина Дмитриевича Ушинского: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья».