Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> «В произведениях господина Достоевского мы находим одну общую черту... Это боль о человеке» Н.А. Добролюбов

Сочинение на тему ««В произведениях господина Достоевского мы находим одну общую черту… Это боль о человеке» Н.А. Добролюбов»

Любое художественное произведение воздействует прежде всего на чувства читателя. В творчестве каждого писателя, поэта можно выделить главные темы, проблемы, а также можно определить преобладающие чувства, вызываемые у читателя конкретным произведением.
При чтении любого произведения Достоевского появляется чувство боли. Боль у Достоевского — доминирующее чувство, и возникает оно от всепроникающего зла, существующего в обществе людей, в человеческой природе, во всем мироздании.
Не случайно, наверное, погибает ввергнутый в неизлечимую болезнь «положительно прекрасный» князь Мышкин, не сумевший внести в мир гармонию, красоту, совершенство.
Читая первые страницы романа «Преступление и наказание», а именно первый сон Раскольникова, испытываешь чувство жалости к лошаденке и герою, который «обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее». Одновременно рождается чувство ненависти к Николке и пьяной хохочущей толпе. Один «седой старик» качает головой и осуждает происходящее. В этом эпизоде кроется скорбь автора и боль его за каждого человека, за всех людей, за весь мир. Эту боль можно сравнить с болью Христа за всех людей на земле.
Не только самому писателю присуще чувство боли, оно есть и в его героях. «…В лице вашем я читаю как бы некую скорбь», — говорит Мармеладов Раскольникову.
Писатель показывает необыкновенную доброту Раскольникова, который горячо любит свою мать и сестру, жалеет Мармеладовых, помогает им; он один понял трагедию Мармеладовых, отдает свои последние деньги этой семье. Сон Раскольникова подчеркивает гуманизм героя. Но в то же время в сознании Родиона Раскольникова рождается античеловеческая «теория двух разрядов людей», антигуманная «идея крови по совести». И не только рождается — герой совершает злодейское убийство. Но причиной всему является всепроникающее зло, существующее в обществе людей. Раскольников находится в конфликте с миром, в котором живет. В безобразном Петербурге с его пыльными улицами, в каморке, «похожей на шкаф», могла зародиться только «безобразная мечта».
Анализируем страницы, посвященные Мармеладову. Этот герой жалок, сам признает себя оскорбленным: «Я звериный образ имею…» Когда «уже некуда больше идти», с болью вырывается из уст Мармеладова последняя надежда на Христа: «…а пожалеет нас тот, кто всех жалеет и кто всех и все понимает, он единый, он и судья… И прострет к нам руце свои, и мы припадем… и заплачем… и все поймем! Господи, да при- идет царствие твое!»
Боль о человеке чувствуем мы, читая еще одно произведение Ф.М. Достоевского — «Униженные и оскорбленные». Уже в названии романа угадывается судьба героев. Это несчастные и страдающие люди. Таково семейство Ихменевых: эти люди не способны протестовать против страданий униженных и оскорбленных, они мирятся со своим положением, неся в сердце своем невыносимую боль. Нелли Смит — девочка-подросток, прошедшая через все муки «тиранства», в отличие от Ихменевых, не пассивна. Она одержима жаждой мести. Достоевский в этом романе впервые остро поставил вопрос о страданиях ни в чем не повинных детей. Иван Петрович — и рассказчик, и действующее лицо романа, герой — очень близок Достоевскому. В этом герое присутствуют черты писательской биографии. Какова же роль Ивана Петровича? Он усердно хлопочет о моральной помощи всем униженным и оскорбленным, он скорбит их скор- бями и сочувствует их страданиям.
Почти каждая страница произведений Достоевского заставляет читателя сопереживать, заставляет болеть его душу. Что за этим стоит? «Бессмысленная жестокость» писателя? Или цель — показать, как ничтожен и жалок человек? Думаю, что нет. Вот что говорит герой Достоевского Раскольников: «Страдание и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди… должны ощущать на свете великую грусть».
Скорбью сердце откроется.
Скорбь — любви волшебный ключ.
Как истинно великий, Ф.М. Достоевский скорбит о человеке. И именно в боли о человеке — ключ к понимаю творчества великого писателя-гуманиста.